С самого зарождения кинематографа, короткий метр был идеальной площадкой для экспериментов. И сегодня в Украине там реализуют подчас самые нестандартные работы.

Филипп Сотниченко – один из самых успешных и интересных режиссёров короткометражного кино. Он снял уже целых четыре фильма: «Обійми», «Син», «Цвях» и «Технічна перерва», а в данный момент работает над следующим (в соавторстве с В.Сочивец, рабочее название фильма «Різдвяні канікули»). Каждая его лента прокатилась по украинским и мировым кинофестивалям, а «Технічна перерва» стала лучшим короткометражным фильмом международной конкурсной программы Sleepwalkers на кинофестивале «Темные ночи» в Таллине.

Мы поговорили с Филиппом о том, как найти деньги на свой замысел, судьбе короткометражного фильма и зрителях такого кино.
imgonline-com-ua-Compressed-QkVbodnt75O
В Талинне «Технічна перерва» получила главный приз, а жюри наградило фильм с формулировкой «За смелую и скандальную режиссуру». Твоё кино не очень простое содержательно и эмоционально и, кажется, с каждой следующей работой становится только сложнее. Как ты видишь своего зрителя? Кто этот человек?

Я постоянно думаю о зрителе и не морочу ему голову. Не всё совершенно, но я пытаюсь поведать и рассказать конкретную историю. Если тебя интересует возраст, то я вижу своего зрителя от 18 до 70. Конечно, он должен быть подготовленным к некоторым работам. Например, фильм «Сын» я хотел сделать для широкой аудитории. Но мои остальные работы сложнее и медитативнее. Поэтому надо быть подготовленным, чтобы что-то не обескураживало.

Семь минут едет машина – на третьей многие просто плюют и выключают. Я не представляю такой фильм на телевидении. Но меня это увлекает: я рассматриваю улицу и думаю, что есть такие же люди, которым это интересно. Как многим интересно смотреть на то, как вылетает из руки паутина.

 

Ты снимаешь своё кино для того, чтобы его увидели… А про зароботок ты совсем не думаешь?

Сейчас вообще не думаю. В идеале неплохо, чтобы это стало моей постоянной работой и снимать окупаемое полнометражное кино. Нам, моему поколению, уже пора подумать про полный метр и прокат.

 

Сложно находить деньги на своё кино?

Сложно. С «Техническим перерывом» я три раза питчинговался.28821703_1931704476904719_1813299840_oКак вообще получить финансирование от Держкіно?

Нужен продюсер и продакшн. Надо же подготовить документы. Что я могу предоставить как режиссёр? Синопсис и сценарий. А смету, какие-то другие документы – это всё делает продюсер: подсчитывает и говорит, сколько стоит этот фильм. Никто не будет рассматривать твой синопсис, если нет, грубо говоря, бизнес-плана. За тобой должен стоять человек, который доведёт до ума проект и готов поручиться, что деньги будут потрачены не зря.

 

Это по опыту «Технічної перерви»?

Да, конечно. Мы запускались через продакшн «ВИАТЕЛ». Когда речь идет о финансировании, еще и государственном, тогда лучше дать деньги человеку опытному, который правильно их распределит. Я должен сделать фильм, а все остальное не мой удел.28768679_1931704503571383_1119313135_o

В «Технічній перерві» были две локации, которые казались непростыми и затратными: рынок и супермаркет. Как вы их снимали?

Мы платили за аренду супермаркета, а как договорились насчет рынка уже не помню. Но вокруг даже пару раз ходил полицейский. К нам не приставали: когда мы приступили к съёмкам, уже все вокруг знали, что міська рада дала добро и приедет снимать телебачення.

Мы раздражали торговцев, потому что люди работают: до 11 они делают бизнес. В 11:10 утра рынок уже пустой. Поэтому мы в шесть вставали, погружали туда актрису, пока они гудят, и она бегала по кругу. В двенадцать освобождались. Дальше там всё вымирает, только супермаркет работает и то — вполсилы.

Один раз была ситуация: какая-то компания увидела, что мы снимаем вроде как репортаж. Актриса в образе, у нее на лице кульминационная эмоция и кто-то через дорогу кричит: «Отстаньте от девочки!». Для меня, конечно, это высший пилотаж, если мы снимаем абсолютно игровую ситуацию, актриса делает вид, что плачет, а кто-то через дорогу хочет нас побить, потому что мы издеваемся над человеком. Думаешь: «О, ты на правильном пути». И в то же время надо доснять кадр.28810421_1931704176904749_1945270170_oЯ слышал, что из-за твоего фильма чуть не сократили финансирование на короткометражные дебюты?

Это как-то так даже льстит, что ли. Делает тебя важным (смеётся). Была такая ситуация. На сдаче, внутри комиссии, которая принимала картину, возник диалог. Мой фильм заставил их задуматься над тем, чтобы запуск похожих фильмов не превышал определённое количество. В Держкіно хотели в будущем организовать процесс следующим образом: питчинговать авторские фильмы, и  отдельно – жанровые, чтобы регулировать производство по направлениям. И это не глупо.

 

Тут двоякая ситуация: у нас пока с жанровым не всё хорошо, но и с авторским не лучше.

Что мы можем предложить государству взамен того, что оно поддерживает наши творческие амбиции? Первое – это фестивальную судьбу, которая повлияет на имидж страны. Неважно, что там на экране: зритель, может и не дойдет до кинотеатра и не увидит никогда этот фильм. Но он будет знать, что у нас есть какое-то кино, которое на западе оценили на фоне остального. Второе – это кино жанровое, которое будет развлекать зрителя здесь, в рамках фестивалей или альманахов. Но прокат для короткометражного фильма в целом проблематичный.

 

Если бы тебе предложили сделать байопик про Тараса Шевченка, ты бы согласился?

С удовольствием снял бы его. Про алкоголизм Шевченко, его проблемы с женщинами. То, что в учебниках не освещается. Только, возможно, Держкіно не будет заинтересовано. Я бы не занимался идеализацией образа.28755118_1931704540238046_1728358307_oВернёмся к деньгам. Первые фильмы ты снимал за свои деньги, пусть там были и небольшие бюджеты. А сейчас ты работаешь над своим новым львовским проектом…

Нас поддерживает Lviv Film Commission. Да, там будет бюджет, но он очень маленький. В разы меньше, чем Держкіно даёт. Но, слава Богу, что хоть какой-то есть. Техническую поддержку нам оказали LG и KWA sound production.

Всё зависит от задач. До этого я снимал фильмы и отталкивался от того, что есть. Грубо говоря, вырезал кино из подручных средств. Например, я думал: «Где будут разворачиваться события фильма? А куда я имею доступ, где я могу снимать? Больница, там знакомый, а у оператора интерьер хороший, там снимем это, а на этой локации – вот это». Я шёл от возможностей. Поэтому первые работы сделаны отталкиваясь от того, где я могу снимать, а не что.

 

Получается, что «Технічна перерва» – это первая история, где всё было наоборот?

Это была моя идея, которую я расписал не зная, где я буду снимать. Просто реальная ситуация. Я нашел отголоски в прессе, объединил, дополнил и получилась история, которую надо было экранизировать в том виде, в котором я её изобрел, написал.

И во Львове мы отсняли материал, отталкиваясь от героинь. Мы нашли двух девочек интересных внешне. Похожих. Они выглядят как сестры, дружны очень, а на самом деле мать и дочь. Такая классика практически. На двенадцать минут должно быть достаточно.

 

А ты уже думаешь про свой полный метр?

Сниму львовское кино и буду думать о полном метре. Не могу даже повесить интригу. Мне нужно закрыть один фильм, чтобы приступить к следующему. Я думаю над сериалом включительно, когда размышляю над тем, что фильм будет хронометражом побольше, чем раньше.28755553_1931704543571379_621322644_oКогда ты уже снял фильм – какая у него дальнейшая судьба?

Продюсер отправляет на фестивали. Опять-таки, это короткометражное кино. Если где-то покажут, то хорошо. На местном фестивале или дай Бог куда-то ещё возьмут… Судьба фестивальная чаще всего.

 

Кому принадлежат права на твои первые фильмы?

Мне и Лере Сочивец (прим. ред. – режиссёр, продюсер фильмов Филиппа Сотниченко). На «Обійми» у меня нет авторских прав. А кому нужен мой студенческий фильм? Тогда я впервые позвал оператора и сказал: «Давай что-нибудь снимем». Мы сняли,что-то получилось, кто-то посмотрел. Это было упражнение. Не буду же я, подтянувшись 15 раз, бежать регистрировать мировой рекорд?..

С «Цвяхом» серьёзнее, потому что я использовал материалы людей. Лера писала, вела переговоры, чтобы получить хронику Киева 1995-го года из Великобритании. Целое дело было. Но ранние фильмы я не регистрировал. Я ставил значок копирайта и у меня есть все исходные материалы, которые подтверждают моё авторство.

 

Ты доволен своими фильмами? Всё получается реализовать?

Нет, конечно. Когда фильм получается на 10 процентов, как ты его задумал – это уже успех. Если ты вообще его закончил и где-то показал, то это уже хорошо.

Дружить с Филиппом Сотниченко

Фото: Дмитрий Поперечный

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.