Михаэль Ханеке один из немногих обладателей двух «Золотых пальмовых ветвей», да ещё и «Оскара» впридачу. А вот чего у режиссёра нет, так это милосердия к зрителю. И пусть вас не обольщает название его нового фильма: в «Хэппи-энде» Ханеке остаётся верен себе.28169214_1906351109440056_1828364303_oМихаэль Ханеке дебютировал в кино в 48, сразу заложив основы своего фирменного стиля. С того времени режиссёр снимает отстранённые, холодные и жестокие фильмы. Он не спешит с новыми работами и выпускает по картине раз в несколько лет. За это время Ханеке успевает довести свои ленты до совершенства, что по достоинству оценили в Каннах, наградив «Золотыми пальмовыми ветвями» два его фильма подряд («Белая лента» – 2009, «Любовь» – 2012).

Каждый фильм Ханеке – это маленький челлендж. В большинстве случаев, с обязательной сатисфакцией: забыть увиденное не просто и к нему возвращаешься снова и снова. В большей части новая работа подпадает под это правило, с некоторыми оговорками.28125645_1906350969440070_1931995003_o«Хэппи-энд» рассказывает про три поколения буржуазной семьи с её проблемами белых людей. Мать 12-летней Эве (Фантина Ардуин) покончила с собой и девочка переселяется к отцу Томе (Матьё Кассовиц). Несмотря на декларируемые намерения, тот больше увлечён своим новым романом, чем воспитанием ребёнка. Его сестра, Анна (Изабель Юппер) пытается спасти бизнес, отучить сына от алкоголизма, а главное – устроить свою личную жизнь. Немного в стороне от этой суеты отец Анны и Тома, Жак (Жан-Луи Трентиньян), который одержим мыслью как можно быстрее покинуть сию юдоль скорбей.

Режиссёр тот ещё любитель подвергать испытаниям главную ячейку общества. Во «Времени волков» семейство вынуждено было выживать, в «Забавных играх» героев в буквальном смысле пытали, а в «Скрытом» – терроризировали. По Ханеке, в семье кроются корни насилия, которые в первую очередь прорастают в невинных душах. Оставленные сами по себе дети асимметрично отображают поступки взрослых, часто с большей жестокостью. Жертвами их неосознанных реакций становятся более слабые – животные.28169887_1906351169440050_1249393851_oШоковый контент – ещё одна обязательная черта кинематографии Ханеке. В этом режиссёр наследует предшественников от мира перформанса: венских акционистов. Их искусство было реакцией на жестокость Вьетнамской войны и своеобразной попыткой расшевелить буржуазное общество Австрии. Используя их инструментарий, Ханеке атакует не только институт семьи, но и медиа. В частности, «Хэппи-энд» начинается кадрами, стилизованными под съёмку на телефон.

В «Хэппи-энде» Ханеке немного умеряет свой пыл и преподносит травматические моменты в микро-дозах, разбавляя их редкими шутками. На выходе получается один из самых лёгких фильмов автора, идеально подходящий для первого знакомства с его стилем. Но будьте осторожны: просто всё равно не будет.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.