«Золотой глобус» за режиссуру и главный приз Венецианского кинофестиваля – довольно веские причины посмотреть «Форму воды». Но даже без этих наград новая работа Гильермо дель Торо стоит вашего внимания.26972301_1868817169860117_1955608113_oМексиканский режиссёр рассказывает сказку для взрослых о принятии другого.

Гильермо дель Торо может и умеет снимать качественную массовую фантастику, но судя по всему предпочитает более личные истории. В них он показывает мир детей или же детский взгляд на окружающее, который сохраняют некоторые взрослые, такие как Элайза Эспозито (Салли Хокинс) в «Форме воды». Чаще всего он напрямую противостоит/сталкивается со взрослыми реалиями, которые давая плюшки в виде самостоятельности и власти, убивают непосредственность и чистоту.

Эти истории, воплощённые в форме сказок, наполнены причудливыми монстрами-метафорами, вроде Бледного человека (людоеда с руками-глазами) или Хеллбоя. Гильермо дель Торо нежно любит все свои творения, а заодно влюбляет в них и зрителя, а в самом крайнем случае – экранных героев. В «Форме воды» они волею автора разыгрывают архетипичный сюжет любви красавицы и чудовища с вариациями на тему мультикультурности и принятия другого.26982102_1868817159860118_2053737809_oШестидесятые. Холодная война. Из-за детской травмы Элайза Эспозито не разговаривает и общается с миром языком жестов. Весь её круг общения – художник-неудачник Джилс (Ричард Дженкинс) и коллега Зельда Далила Фуллер (Октавиа Спенсер). Элайза и Зельда работают уборщицами в секретной военной лаборатории, где проводятся непонятные опыты.

В один из дней туда привозят новый объект – Человека-амфибию (Даг Джонс). Элайза начинает за ним наблюдать, а вскорости между ними устанавливается некая связь. Идиллию грозит нарушить полковник-садист Ричард Стрикленд (Майкл Шеннон), который совсем не намерен искать общий язык с существом.

В «Форме воды» Гильермо дель Торо эксплуатирует свои любимые образы и символы: часы, игравшие важную роль ещё в дебюте «Хронос», воду, храняющую тайны в «Хребте дьявола» и ванную, которая мелькает в «Лабиринте Фавна», а также становится местом убийства в «Багровом пике». Стоит упомянуть и архетип человека науки, который не сгибается перед сильными мира сего, отстаивая свои убеждения даже ценой жизни. Не нов и сам Человек-амфибия, чей прообраз, Эйб Сапиен в исполнении Дага Джонса, играл не самую последнюю роль в обоих «Хеллбоях».26981833_1868817133193454_355970307_oИз старых составляющих дель Торо собирает новый фильм, идеально балансирующий между авторским высказыванием и массовым кино. Правда, с несколькими характерными для автора довольно шокирующими сценами. Есть и хорошая новость: они вряд ли удивят тех, кто видел «Страшные сказки», смотрел фильмы братьев Коэн или дочитал седьмую книгу о Гарри Поттере. А если вам (не) повезло расти на историях братьев Гримм, то жестокость на экране вас даже не взволнует.

В «Форме воды» насильственные действия напрямую связаны с ужасом тех, кто не готов понять другого, отличного от себя. Здесь можно считать намёки на нетолерантные общества и анти-миграционную политику Трампа. Но на этом дель Торо не останавливается, добавляя в историю богоборческие мотивы, эко-активизм и даже некое предвидение не утихающих сейчас харассмент-скандалов. Все эти смыслы прекрасно уживаются и работают на главную мысль, которая, как водится в сказках, учит нас доброте и любви. А в случае кино Гильермо дель Торо – делает всё то же, но очень своеобразно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.