Йоргос Лантимос снял «Лобстер» и мгновенно стал самым известным греческим режиссёром в мире. Ну, или единственным греческим режиссёром, о котором хоть кто-то слышал. Рассказываем, чем Лантимос занимался раньше и, конечно же, про тот самый «Лобстер» – в нашем гайде.lantimos_5 Йоргос Лантимос родился в Афинах: месте, которое сложно назвать кинематографической столицей. Режиссёр об этом узнал довольно скоро и пошёл работать на телевидение, снимать рекламу и записывать экспериментальные спектакли. Это всё было приоритетной сферой его деятельности до Олимпийских игр 2004-го года: пока Лантимос попал в группу греческих режиссёров, которые отвечали за постановку церемоний открытия и закрытия Олимпиады.

В эту группу входила и другая важная греческая режиссёр – Афина Рахель Цангари. Раззнакомившись, Лантимос и Цангари создали компанию Haos Film, чтобы продюсировать кино друг друга. И уже через год выпустили первый самостоятельный фильм Лантимоса «Кинетта», а позже – «Клык».lantimos_3В отличие от дебюта, «Клык» обладал уже сформированным и осмысленным видением. И, как показали два последующих фильма – достаточно ультимативным. По сути, и «Клык», и «Альпы», и «Лобстер» – это доведённый до гротеска философский концепт. Герои Лантимоса оказываются в мире условностей и правил, а их жизнь состоит из предсказуемых действий и разного рода ритуалов. В таких мирах эмоции становятся лишними, а речь – просто средством коммуникации (или манипуляции).

О чём-то подобном говорила и Афина Рахель Цангари, которая годом позже выпустила «Аттенберг». Общая тема, концептуальность и оператор Тимиос Бакатакис (к слову, снявший почти все фильмы Йоргоса Лантимоса, кроме «Альпы») позволили критикам объединить их работы. Для удобства их стали называть новым греческим кино, а та самая атмосфера несвободы и принуждения стала визиточной карточкой авторов Эллады. И, как показал «Лобстер» и «Убийство священного оленя», вполне годящейся на экспорт.

 

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

ЛОБСТЕР (2015)lobster

В недалёком будущем, по законам Города одинокие люди направляются в Отель. Там у них есть 45 дней, чтобы найти себе пару, иначе их превратят в животных и отправят в Лес. Хорошая новость всего одна: животное можно выбрать.

«Лобстер» – это самый зрительский фильм Йоргоса Лантимоса. Шаг к публике оказался простым: режиссёр сместил акцент с концепта на историю. Теперь в фокусе всё же герой, которому приходится принимать те или иные решения, а не просто быть проводником философских идей автора. Плюс фильм лёг в тесноватую, но уже хорошо разработанную ниву антиутопий. Сложно назвать эту картину жанровой, но, формально, все условия соблюдены.

«Лобстер» стал первой англоязычной работой Лантимоса и, судя по ближайшим планам, на родину режиссёр вернётся не скоро. Он не раз говорил, что в Греции очень сложно найти деньги на фильми в этой ситуации спасает только личная креативность. И с ней у Лантимоса всё очень хорошо, что было доказано ещё «Клыком».

 

ДЛЯ ПРОДВИНУТЫХ

КЛЫК (2009)

A Kino International Release

В «Клыке» рассказывается история отца, матери и трёх детей (две дочери и сын), которые живут в доме с огромным забором. Детям запрещено выходить за пределы жилища, пока у них не вырастет и не выпадет клык. Все контакты с внешним миром регулируются, а обучение детей сосредоточено полностью в руках родителей. Они же в свою очередь внушают отпрыскам, что пролетающие над домом самолёты – игрушечные, кошка – самое опасное животное, а зомби – это маленький жёлтый цветок.

Семья как ячейка общества всегда интересовала Йоргоса Лантимоса. В частности, он постоянно подвергает этот концепт разным опытам и испытаниям: начиная с «Клыка» и заканчивая «Убийством священного оленя». Другое дело, что выдерживают он эти испытания с переменным успехом.ц

В Каннах «Клык» стал маленькой сенсацией и получил главную награду в программе «Особый взгляд» (важной параллельной секции). А ещё – смог не затеряться на фоне таких более громких и взрослых картин из конкурса как «Антихрист» Ларса фон Триера или «Вход в пустоту» Гаспара Ноэ. Так что все новообретённые фаны Лантимоса стали с нетерпением ждать его следующий фильм – «Альпы».

ДЛЯ ПРОКАЧАННЫХ

АЛЬПЫ (2011)alps

«Альпы» – это название группы людей, которые за плату изображают недавно умерших близких. Они носят их одежду, отвечают специально заготовленными фразами и ведут себя так, как вели их прототипы. Как водится, что-то идёт не так, когда сиделка (Ариана Лабед) решает нарушить правила.

В «Альпах» Лантимос снова заигрывает с философией и пытается разобраться, что такое человек. Для этого он использует ровно ту же методологию, что и в «Клыке». Остаётся верным и стилистике. Если не учитывать новую фабулу (читай: новый концепт), то найти другие отличия между «Клыком» и «Альпами» непросто, а чувство дежавю будет преследовать во время всего просмотра. Но это совсем не помешало фильму в Венеции, где он получил Озеллы за лучший сценарий. А уже в следующей работе – «Лобстер» – Лантимос провёл работу над ошибками.

 

Йоргос Лантимос:

 

Дата рождения:

27 мая 1973 года

 

Страна производства фильмов:

Греция, Великобритания, Ирландия

 

Избранная фильмография:

Мой лучший друг (Ο καλύτερός μου φίλος) (2001)

Кинетта (Κινέτα) (2005)

Клык (Κυνόδοντας) (2009)

Альпы (Αλπεις) (2011)

Лобстер (The Lobster) (2015)

Убийство священного оленя (The Killing of a Sacred Deer) (2017)

 

Награды:

Каннский кинофестиваль

Премия «Особый взгляд» («Клык»)

Приз жюри («Лобстер»)

Лучший сценарий («Убийство священного оленя»)

Номинация «Золотая пальмовая ветвь» («Лобстер»)

Номинация «Золотая пальмовая ветвь» («Убийство священного оленя»)

 

Венецианский кинофестиваль

Золотые Озеллы за лучший сценарий («Альпы»)

Номинация «Золотой лев» («Альпы»)

 

Премия «Оскар»

Номинация «Лучший фильм на иностранном языке» («Клык»)

Номинация «Лучший оригинальный сценарий» («Лобстер»)

 

Указания по безопасности и предупреждения (кому не стоит смотреть):

Слабоневрным, слишком впечатлительным и параноикам

 

Дополнительные элементы (с чем лучше смотреть его фильмы):

Узо

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.