Вим Вендерс – культовый немецкий режиссёр и президент Европейской киноакадемии. Его кино уже стало классикой, а у него в активе две самые престижные награды – «Золотая пальмовая ветвь» и «Золотой лев». Больше о Виме Вендерсе – в нашем гайде.ww_4

Вим Вендерс родился в семье врача и вначале попытался пойти по стопам отца: четыре семестра изучал медицину и философию. Но вскоре одумался и дважды пытался поступить в киношколы. Со второй попытки у него получается, а к выпуску он даже снимает свой полнометражный дебют «Лето в городе». И хотя этот фильм далёк от совершенства, в нём уже намечена главная черта фильмов Вима Вендерса – некоммуникабельность.

Некоммуникабельность, крах языка как системы коммуникации, считаются фирменным знаком другого классического режиссёра – Микеланджело Антониони. Вендерс его давний почитатель и, по сути, продолжатель дела. Этому же он пытался научить и Джима Джармуша и, кажется, совсем не безрезультатно.

Немец всю свою карьеру восхищался мастерами кино и при случае становился им сопричастным: он помог закончить последний фильм Антониони «За облаками» и снял документальную картину про последние дни Николаса Рэя – автора «Бунтаря без причины».

Общение с выдающимися кинематографистами не всегда шло на пользу Вендерсу: так его «кинул» сам Фрэнсис Форд Коппола. Вендерс должен был снять для него фильм «Хэммет» о знаменитом авторе детективов. К слову, вдохновившего немало режиссёров, в частности, братьев Коэн. Но что-то пошло не так, в итоге, специально обученный сценарист переписал концовку фильма и её доснимали уже без Вима Вендерса. Впрочем, он смог достойно ответить: снял по горячим следам фильм «Положение вещей» и получил единственного в своей карьере «Золотого льва».ww_2

Но вернёмся к Антониони. Его влияние не мешало Вендерсу развиваться в своём собственном векторе. Вендерс пришёл в кино из фотографии и для него отсутствие слов – способ сделать изображение выразительнее. Часто – с помощью музыки, которая стала ещё одной фирменной чертой режиссёра. У Вендерса можно услышать Ника Кэйва, U2, Леонарда Коэна и прочих культовых музыкантов.

В своих фильмах, да и в снимках, режиссёр пытается уловить особенности окружающего пространства. Он часто интересуется местом больше, чем героями. В документалистике наоборот: в фокусе оказываются герои и их деятельность.

Вим Вендерс всегда открыт к экспериментам и один из первых режиссёров авторского кино освоил 3D технологии. А сейчас – нацеливается на виртуальную реальность. Правда, 3D Вима Вендерса и 3D современных блокбастеров – это два разных мира. Вендерс пытается так рассказать историю и показать мир в его настоящем объёме, а не развлекать.

Новые технологии не спасают режиссёра от его главной беды: считается, что с девяностых Вендерс не снял ничего стоящего, кроме документалистики. В его последних фильмах много самоповторов, да и награды на главных киносмотрах обходят его стороной. Как бы там ни было, старые работы режиссёра до сих пор актуальны и уже давно стали классикой кино. В частности, обладатель «Золотой пальмовой ветви» «Париж, Техас».

 

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

ПАРИЖ, ТЕХАС (1984)

PARIS, TEXAS [Br/FRANCE/GERMANY/US 1984] HARRY DEAN STANTON  A ROAD MOVIES FILM

Америка всегда интересовала Вима Вендерса. Его герои взаимодействовали с американскими артефактами в коротких метрах, а название «Американский друг» говорит само за себя. Со временем это увлечение привело Вима Вендерса к неудачным съёмкам «Хэммета», но не испортило его мнения о стране.

«Париж, Техас» использует Америку в качестве декораций, а гигантизм страны подчёркивает расстояния между людьми. Париж – это техасский городок, тёзка одноимённой столицы. Там, посреди техасских пустошей, то есть, фактически нигде, у героя есть участок. Эта пустынность рифмуется с внутренним миром персонажей, которым сложно найти общий язык. Молчание и отчуждённость не столько преграда, сколько необходимое условие их существования: недаром философы уже давно критикуют язык как неэффективный способ коммуникации.

Немногословность – важная, но не главная черта фильмов Вима Вендерса. Он всегда готов отойти от неё ради концепта, как в «Небе над Берлином».

 

НЕБО НАД БЕРЛИНОМ (1987)

«Небо над Берлином» – один из самых успешных фильмов Вима Вендерса. По мнению части критиков, после этой ленты Вендерс не снял ничего лучше. Цитируя Тарантино: «А кто снял?»

«Небо над Берлином» – это взгляд на город с ангельских высот. Дамиэль и Кассиэль пролетают над городом вслушиваясь в мысли и чаяния людей. Тут нет места привычному молчанию, ведь не сказанное больше не значит не услышанное.

Здесь Вендерс здесь использует приём, который отлично работает в его документалистике: он рассказывает о пространстве через само место и тех, кто его населяет.

 

ДЛЯ ПРОДВИНУТЫХ

ДОКУМЕНТАЛИСТИКА ВИМА ВЕНДЕРСА

В документалистике Вима Вендерса максимально присутствует объект его интереса и минимально – сам Вим Вендерс. Парадоксально: чем меньше в этих фильмах автора, тем явственнее за ними угадывается его фигура. За свою карьеру Вим Вендерс снял с десяток документальных фильмов, но самые-самые – это «Клуб Буэна Виста», «Пина» и «Соль земли».

 

КЛУБ БУЭНА ВИСТА (1999)buena_vista

Гаванский клуб «Буэна Виста» в сороковых стал средоточием кубинской музыки. Спустя 50 лет, Рэй Кудер, автор саундтрека к фильму «Париж, Техас», едет на Кубу разыскать музыкантов из этого места, чтобы вместе записать альбом. Вим Вендерс отправляется за ним и документирует процесс создания записи, параллельно рассказывая историю кубинской музыки. Спустя десять лет нечто подобное он проделает с танцем в «Пине».

 

ПИНА (2011)pina

Вендерс давно хотел снять фильм о постановках Пины Бауш, но его долгое время не устраивали технические возможности кино. Так 3D стало настоящим спасением для идеи и режиссёр сразу за него ухватился.

«Пина» – это один из первых авторских 3D фильмов (в этом же году вышла работа Вернера Херцога «Пещера забытых снов» выполненная в той же технологии – прим.ред). В этой ленте, Вендерс показывает танцтеатр Вупперталя изнутри, лишь изредка перемежая действие комментариями. Ко времени «Пины» он идеально осваивает такой документальный метод, что ещё раз докажет «Соль земли».

 

СОЛЬ ЗЕМЛИ (2014)salt_of_earth

В «Соли земли» Вендерс рассказывает о своё любимом фотографе – бразильце Себастьяне Салгаду. Точнее – показывает. А заодно через работы Салгаду проникает в социальные и политические потрясения народов. Сьюзен Зонтаг упрекала бразильца в эстетизации нищеты и страданий. Вряд ли её мнение разделяет Вим Вендерс, который восхищается фотографом 25 лет.

Вендерс увлекался фотографией задолго до кино. И эта фотографичность изображений особенно ярко проявляется в его ранних фильмах: часто лишённых чёткой сюжетной мотивации, зато всегда визуально безупречных. Вершиной этого периода стал «С течением времени».

 

ДЛЯ ПРОКАЧАННЫХ

С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ (1976)s_te4eniem

«С течением времени» – самая синефильская лента Вима Вендерса. В этом фильме режиссёра волнует не столько сюжет, сколько ощущение времени. Время – всегда было в центре внимания кинематографистов и больше того: важным отличием кино как искусства. Вендерс подчёркивает эту связь через своего героя – киномеханика, который показывает в глубинке старое кино.

«С течением времени» завершает трилогию ранних роуд-муви Вима Вендерса («Алиса в городах» – «Ложное движение» – «С течением времени»). Герои этих фильмов отправляются в путешествие, чтобы убежать от самих себя и в то же время – обрести. Впрочем, дорога не всегда обогащает новым опытом, иногда она просто ведёт из точки А в точку Б.

 

Вим Вендерс:

 

Дата рождения:

 14 августа 1945 года

 

Страна производства фильмов:

Германия

 

Избранная фильмография:

Страх вратаря перед одиннадцатиметровым (Die Angst des Tormanns beim Elfmeter) (1972)

Алиса в городах (Alice in den Städten) (1974)

Ложное движение (Falsche Bewegung) (1975)

С течением времени (Im Lauf der Zeit) (1976)

Американский друг (Der amerikanische Freund) (1977)

Кино Ника — Молния над водой (Nick’s Film — Lightning Over Water) (1980)

Положение вещей (Der Stand der Dinge) (1982)

Париж, Техас (Paris, Texas) (1984)

Небо над Берлином (Der Himmel über Berlin) (1987)

Когда наступит конец света (Bis ans Ende der Welt) (1991)

Так далеко, так близко! (In weiter Ferne, so nah!) (1993)

Братья Складановские (Die Gebrüder Skladonowsky) (1995)

Клуб Буэна Виста (Buena Vista Social Club) (1999)

Съёмки в Палермо (Palermo Shooting) (2008)

Пина (Pina) (2011)

Соль земли (The Salt of the Earth) (2014)

Погружение (Submergence) (2017)

 

Награды:

Каннский кинофестиваль

 

«Золотая пальмовая ветвь» («Париж, Техас»)

Приз ФИПРЕССИ («Париж, Техас»)

Приз экуменического жюри («Париж, Техас»)

«Лучший режиссёр» («Небо над Берлином»)

Гран-при («Так далеко, так близко!»)

Приз ФИПРЕССИ («С течением времени»)

Специальный приз жюри программы «Особый взгляд» («Соль Земли»)

Приз экуменического жюри («Соль Земли»)

Номинация «Золотая пальмовая ветвь» («С течением времени»)

Номинация «Золотая пальмовая ветвь» («Американский друг»)

Номинация «Золотая пальмовая ветвь» («Хэммет»)

Номинация «Золотая пальмовая ветвь» («Небо над Берлином»)

Номинация «Золотая пальмовая ветвь» («Так далеко, так близко!»)

Номинация «Золотая пальмовая ветвь» («Конец насилия»)

Номинация «Золотая пальмовая ветвь» («Входите без стука»)

Номинация «Золотая пальмовая ветвь» («Съёмки в Палермо»)

Номинация «Особый взгляд» («Токио-Га»)

Номинация «Особый взгляд» («Лисабонская история»)

 

Венецианский кинофестиваль

«Золотой лев» («Положение вещей»)

Номинация «Золотой лев» («Земля изобилия»)

Номинация «Золотой лев» («Прекрасные дни в Аранхуэсе»)

 

Берлинский кинофестиваль

Приз жюри («Отель “Миллион долларов”»)

Номинация «Золотой медведь» («Отель “Миллион долларов”»)

 

Премия «Оскар»

 Номинация «Лучший документальный полнометражный фильм» («Клуб Буэна Виста»)

Номинация «Лучший документальный полнометражный фильм» («Пина»)

Номинация «Лучший документальный полнометражный фильм» («Соль Земли»)

 

Премия «Золотой глобус»

Номинация «Лучший зарубежный фильм» («Париж, Техас»)

 

Указания по безопасности и предупреждения (кому не стоит смотреть):

 Неусидчивым и весельчакам

 

Дополнительные элементы (с чем лучше смотреть его фильмы):

Рислинг

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.