Джоэл и Итан Коэны как никто другой знают, что такое длительные отношения. Братья сделали вместе все свои фильмы и не надоели друг другу за 30+ лет. За это время они сформировали свой уникальный стиль, которому никогда не изменяют. Больше про «двухголового режиссёра» – в нашем гайде.

coen_2

Джоэл и Итан Коэны – самые известные братья-кинематографисты. И хотя в титрах Джоэл указывается как режиссёр, а Итан как продюсер – в реальной жизни всё намного сложнее. Их совместимость стала поводом для многих шуток и не без оснований: например, братья заканчивают фразы друг друга. Барри Зонненфельд, оператор их первых трёх фильмов однажды сказал: «Единственный, кому важно угодить для Джоэла – это Итан».

По голливудским меркам, Коэны снимают недорогое кино. Как и Джим Джармуш, Вуди Аллен или Уэс Андерсон  они считаются независимыми режиссёрами. Так же, как эти авторы, они пытаются сохранить за собой право контроля над своими фильмами. Впрочем, время от времени братья ведутся на проекты с меньшей свободой и неплохим коммерческим потенциалом, по типу «Невыносимой жестокости».

Коэны дебютировали триллером «Просто кровь» и уже в нём заявили свои основные интересы. Идеальный фильм Коэнов можно описать так: это кино криминального жанра или комедия, в нём обязательно есть юмор (иногда понятный только самим создателям), вывернутые наизнанку жанровые клише и очень странные персонажи. Иногда – совсем без нормальных или адекватных.

Выбор жанров не случаен: Коэны большие фанаты детективной прозы. Многие свои фильмы они описывали как переосмысление того или иного произведения Дэшила Хэммета, Джеймса Кейна и Рэймонда Чандлера, но никогда не делали прямых экранизаций этих авторов. И само собой, только этими писателями они не ограничиваются.coen_3Литература как таковая больше волнует Итана: он время от времени отделяется от брата и независимо написал сценарий, пару пьес и сборник рассказов. Но это редкие демарши, в основном, сценариями занимаются оба брата.

Сценарии – очень важная часть творчества Коэнов. Часть их сценариев экранизировали другие люди. Среди них Сэм Рэйми, Анджелина Джоли, Стивен Спилберг и Джордж Клуни.

Последний, кстати, нередко мелькал в фильмах Коэнов. Братья любят работать с одними и теми же людьми и в их фильмах часто можно увидеть Фрэнсис Макдорманд (жену Джоэла), Стива Бушеми, Джона Гудмена, Джона Полито и Джона Туртурро. Их постоянный оператор (кроме 5 фильмов) – Роджер Дикинс, снявший половину всех фильмов Дени Вильнёва, а для абсолютно всех картин музыку написал Картер Бёруэлл, пожалуй, более известный своей работой над музыкой к фильмам «Сумерки». Ещё один верный соратник братьев – вымышленный британский монтажёр Родерик Джейнс. Как и Стивен Содерберг авторы используют псевдоним для того, чтобы обойти правила Гильдии сценаристов.

Сейчас Коэны работают над своим первым сериалом (в «Фарго» они выступали исполнительными продюсерами) «Баллада о Бастере Скраггсе» (The Ballad of Buster Scruggs). Часть проекта будет снята там же, где и «Старикам тут не место» – фильму, с которого стоит начинать знакомство с творчеством Коэнов.

 

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

 СТАРИКАМ ТУТ НЕ МЕСТО (2007)

 «Старикам тут не место» – это визитная карточка братьев Коэн. Они собрали в фильме всё лучшее, чему научились и, возможно, именно к этой ленте шли всю свою карьеру. Это кино стало одним из самых больших успехов братьев: целых четыре «Оскара», два «Глобуса» и огромная куча номинаций, включая «Золотую пальмовую ветвь».

Во время охоты на антилоп сварщик Льюэллин Мосс (Джош Бролин) обнаруживет место перестрелки наркоторговцев. Осмотревшись, он решает идти по следу последнего выжившего и находит его при смерти с чемоданом денег. Забрав кейс, Льюэллин становится целью номер один безжалостного киллера Антона Чигура (Хавьер Бардем).

«Старикам тут не место» – редкий пример работы братьев с чужим материалом. А для Пулитцеровского лауреата Кормака Маккарти – всего вторая адаптация его произведений для кино. Позже будут сняты «Дорога» Джона Хилкоута, «Вечерний экспресс “Сансет Лимитед”» Томми Ли Джонса и «Дитя божье» Джеймса Франко. Но ни одна из этих экранизаций не дотягивает до уровня работы Коэнов.

Маккарти – редкий современный автор, с которым столкнулись Коэны. Чаще всего они вдохновляются нетленной классикой, которая становится основой их не менее культовых работ. Например, таких как «Большой Лебовски».

 

БОЛЬШОЙ ЛЕБОВСКИ (1998)big-lebowski

Если к Коэнам приходят не через «Старикам тут не место», то наверняка через «Большого Лебовски». Причём, когда фильм вышел в прокат, особого восторга он не вызвал ни у кого. Чуть позже, с развитием интернета он обрёл культовый статус и был растаскан на мемы. Даже призабытый коктейль белый русский вновь стал актуальным.

История безработного пацифиста «Чувака» (Джефф Бриджес) стала коэновской интерпретацией романа Рэймонда Чандлера «Глубокий сон». Они вывернули так называемый крутой детектив в достаточно странную комедию с, как всегда, нестандартными образами. Главных героев Коэны списали со своих друзей, а некоторые роли создавали под любимых актёров. Одна их этих ролей – Иисуса Кинтана – досталась Джону Туртурро, который решился даже сделать спин-офф «Успешные люди» (Going Places) со своим персонажем. Кстати, он должен выйти в 2018-м году.

Это не единственный проект Коэнов, который дал своё ответвление. Например, сериал «Фарго» имеет одноименный полнометражный источник.

ДЛЯ ПРОДВИНУТЫХ

ФАРГО (1996)fargo

Миннесота – это особое место для братьев Коэн. Тут они выросли и собрали бюджет на свой полнометражный дебют «Просто кровь». И здесь братья решили снять первый «реалистичный» фильм, использовав местный колорит: скандинавские корни жителей, заснеженные равнины и странный для американцев из других штатов диалект.

Торговец автомобилями Джерри Лундегаард (Уильям Мэйси) нанимает двух бандитов (Стив Бушеми и Петер Стормаре), чтобы они похитили его собственную жену. Во время похищения что-то идёт не так и бандитам приходится убить полицейского и пару свидетелей. Не оправдал себя и план самого Джерри, который хотел получить деньги за выкуп от тестя, чтобы подправить свои дела. Он пытается отменить сделку с преступниками, но не может до них дозвониться.

В прологе, братья Коэн пишут, что «Фарго» – это реальная история, а в эпилоге – что все имена и события вымышлены. Этот парадокс лёг в основу одноименного сериала, где происходят самые удивительные в мире вещи. Лёгкое безумие царит и в другом фильме братьев – «После прочтения сжечь».

 

ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ (2008)burn_after_reading

Братьев Коэн неоднократно обвиняли в том, что они создают глупых персонажей, среди которых мало положительных. В целом, авторы согласны с этим утверждением и всегда добавляют, что кроме них никто не будет снимать кино про таких героев. «После прочтения сжечь» – редкий пример, где совсем нет ни одного хорошего парня. Зато – есть целый Джон Малкович, Джордж Клуни, Тильда Суинтон и Брэд Питт.

Аналитик ЦРУ Осборн Кокс увольняется с должности и решает засесть за мемуары. Его жена Кэти мечтает о разводе и крадёт компьютерный диск с писаниной Кокса, в надежде, что там записаны банковские счета мужа. Через некоторое время, этот диск забывает в спортзале секретарша адвоката, который ведёт бракоразводный процесс и он попадает к инструктору Чеду. Чед вместе со своей коллегой решают шантажировать Осборна Кокса и сталкиваются с неожиданными последствиями.

В «После прочтения сжечь» герои безусловно выглядят по-идиотски. Но не более, чем в «О, где же ты, брат?» или «Подручный Хадсакера». Впрочем, у Коэнов есть и более изощрённая комедия для прокачанных киноманов – «Бартон Финк».

ДЛЯ ПРОКАЧАННЫХ

БРАТОН ФИНК (1991)barton_fink

«Бартон Финк» – это сюрреалистическая чёрная комедия о творческом кризисе. Главный герой, заглавный Бартон Финк (Джон Туртурро), написал успешную пьесу про простых людей. Теперь его приглашают работать в Голливуд над фильмом про борцов. Бартон соглашается, но очень скоро обнаруживает, что совсем ничего не знает про этих ребят. Сценарий совсем не идёт, продюсер давит, а рядом с писателем живёт шумный, но чертовски обаятельный коммивояжер Чарльз Мэдоус (Джон Гудмен), у которого есть пару своих скелетов в шкафу.

В «Бартоне Финке» Коэны всячески отсылают нас к реалиям Золотой эры Голливуда и фактам биографии Уильяма Фолкнера. Последний здесь представлен практически идентичным внешне Уильямом Мэйхью в исполнении Джона Махоуни. Впрочем, этого Коэнам мало – они цитируют Кафку и, в особенности, квартирную трилогию Романа Полански. Он, кстати, был главой Каннского жюри, которое впервые в истории фестиваля раздало целых три главных награды: «Золотую пальмовую ветвь», приз за лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль. К сожалению, фильму это совсем не помогло в прокате, но как показывает практика – кассовые сборы никогда не определяли качество фильмов Коэнов. И, главное, никогда не становились на их пути непреодолимым препятствием.

 

Джоэл и Итан Коэны:

 

Дата рождения:  

Джоэл – 29 ноября 1954 года

Итан – 21 сентября 1957 года

 

Страна производства фильмов:

США

 

Избранная фильмография:

Просто кровь (Blood Simple) (1984)

Воспитывая Аризону (Raising Arizona) (1987)

Перекрёсток Миллера (Miller’s Crossing) (1990)

Бартон Финк (Barton Fink) (1991)

Фарго (Fargo) (1996)

Большой Лебовски (The Big Lebowski) (1998)

О, где же ты, брат? (O Brother, Where Art Thou?) (2000)

Человек, которого не было (The Man Who Wasn’t There) (2001)

Игры джентльменов (The Ladykillers) (2004)

Старикам тут не место (No Country For Old Men) (2007)

После прочтения сжечь (Burn After Reading) (2008)

Серьёзный человек (A Serious Man) (2009)

Железная хватка (True Grit) (2010)

Внутри Льюина Дэвиса (Inside Llewyn Davis) (2013)

Да здравствует Цезарь! (Hail, Caesar!) (2016)

 

Награды:

 

Каннский кинофестиваль

«Золотая пальмовая ветвь» («Бартон Финк»)

«Лучший режиссёр» («Бартон Финк»)

«Лучший режиссёр» («Фарго»)

«Лучший режиссёр» («Человек, которого не было»)

Гран-при фестиваля («Внутри Льюина Дэвиса»)

Номинация «Золотая пальмовая ветвь» («Подручный Хадсакера»)

Номинация «Золотая пальмовая ветвь» («Фарго»)

Номинация «Золотая пальмовая ветвь» («О, где же ты, брат?»)

Номинация «Золотая пальмовая ветвь» («Человек, которого не было»)

Номинация «Золотая пальмовая ветвь» («Игры джентельменов»)

Номинация «Золотая пальмовая ветвь» («Старикам тут не место»)

Номинация «Золотая пальмовая ветвь» («Внутри Льюина Дэвиса»)

 

Берлинский кинофестиваль

Номинация «Золотой медведь» («Большой Лебовски»)

 

Премия «Оскар»

«Лучший фильм» («Старикам тут не место»)

«Лучшая режиссура» («Старикам тут не место»)

«Лучший адаптированный сценарий» («Старикам тут не место»)

«Лучший оригинальный сценарий» («Фарго»)

Номинация «Лучший фильм» («Фарго»)

Номинация «Лучшая режиссура» («Фарго»)

Номинация «Лучший монтаж» («Фарго»)

Номинация «Лучший адаптированный сценарий» («О, где же ты, брат?»)

Номинация «Лучший монтаж» («Старикам тут не место»)

Номинация «Лучший фильм» («Серьёзный человек»)

Номинация «Лучший оригинальный сценарий» («Серьёзный человек»)

Номинация «Лучший фильм» («Железная хватка»)

Номинация «Лучшая режиссура» («Железная хватка»)

Номинация «Лучший адаптированный сценарий» («Железная хватка»)

Номинация «Лучший оригинальный сценарий» («Мост шпионов»)

 

«Золотой глобус»

«Лучший сценарий» («Старикам тут не место»)

Номинация «Лучший фильм (комедия или мюзикл») («Фарго»)

Номинация «Лучшая режиссура» («Фарго»)

Номинация «Лучший сценарий» («Фарго»)

Номинация «Лучший фильм (комедия или мюзикл) («О, где же ты, брат?»)

Номинация «Лучший фильм (драма)» («Человек, которого не было»)

Номинация «Лучший сценарий» («Человек, которого не было»)

Номинация «Лучший фильм (драма)» («Старикам тут не место»)

Номинация «Лучшая режиссура» («Старикам тут не место»)

Номинация «Лучший фильм (комедия или мюзикл») («После прочтения сжечь»)

Номинация «Лучший фильм (комедия или мюзикл) («Внутри Льюина Дэвиса»)

 

Указания по безопасности и предупреждения (кому не стоит смотреть):

Страстным поклонникам криминальных фильмов с рассчётливыми и умными преступниками и не терпящим детективы как вид

 

Дополнительные элементы (с чем лучше смотреть его фильмы):

Ликёр Southern Comfort

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.