Ксавье Долан дебютировал в 19 и сразу получил прозвище киновундеркинда. Тогда все верили, что он станет самым молодым обладателем «Золотой пальмовой ветви». Этого так и не произошло, но ни его поклонники, ни сам Долан особо не расстроились. Больше о Долане – в нашем гайде.
dolan_1Ещё в 8 лет Долан посмотрел «Титаник» и навсегда влюбился в Кейт Уинслетт. Она же подтолкнула его в сторону кино. Так Долан вдохновился не только на режиссуру, но и на другие активности: он часто выступает художником по костюмам, монтирует свои фильмы и продюсирует. А при случае и играет одну из ролей.

Актёрство – это отдельная глава увлечений Ксавье Долана. На одном Каннском кинофестивале канадец немало времени провёл в переговорах с другими режиссёрами – выбивал себе роль. К слову, Канны – это то место, которое взрастило и взлелеяло Ксавье. Он отвечает фестивалю взаимностью. Только раз Долан участвовал со своим фильмом в Венеции. И после этого, Канны, которые раньше скупились на награды, сразу дали автору Приз жюри. А в следующий приезд – Гран-При.dolan_2Ксавье Долан всегда снимает кино о невозможности любви. За почти девять лет и шесть фильмов эта тема не исчерпала себя. Фильмы Долана – это его попытка вернуть то, по чему он скучает. От подростковых воспоминаний – до любимых песен детства.

В его картинах музыка живёт своей собственной жизнью. Долан чаще всего использует её для подчеркивания двух эмоций: тоски или буйствующей сексуальности. За обилие песен Долана нередко подвергали критике. Впрочем, он ни разу на неё не повёлся.

Визуально режиссёр не стоит на месте: яркие цвета ранних лент всё больше блекнут. При такой тенденции есть риск, что Долан перейдёт на ч/б. Даже есть преценденты. Правда – только в клипах.

Предлагаем смотреть Долана почти с начала – его второй работы «Воображаемая любовь».

 

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

 ВООБРАЖАЕМАЯ ЛЮБОВЬ (2010) voobr_l

Есть одно правило: хороший режиссёр – это не тот, кто удачно дебютировал, это тот, кто смог закрепить свой успех следующим фильмом. Помните Стивен Содерберга? Поэтому в Каннах вторую работу Долана «Воображаемая любовь» ждали с огромным нетерпением.

Это фильм о любовном треугольнике между Франсисом (Ксавье Долан), его подругой Мари (Мония Чокри) и Николя (Кильс Шнайдер). Само собой, эта любовь невозможна.

«Воображаемая любовь» – это очень Долан. Тут много ярких цветов, цитат, заимствований и, конечно же, музыки. Здесь Долан окончательно утвердил свой почерк и стиль. Заодно доказал, что успех «Я убил свою маму» абсолютно неслучаен.

 

ДЛЯ ПРОДВИНУТЫХ

Я УБИЛ СВОЮ МАМУ (2009)i_killed_my_mother

Мама часто говорила: «Учись хорошо и вырастешь человеком». Но Ксавье Долан не слушал ни мою маму, ни свою, и бросил школу в 16 лет. Свободное время он посвятил дебютному фильму, который профинансировал почти на четверть и не менее самостоятельно снял. А после – послал в Канны, где мгновенно стал сенсацией.

Конечно, в «Я убил свою маму» никто никого не убивает. Это отсылка к фильму Франсуа Трюффо «400 ударов», где у мальчика тоже не ладилось с родителями. В дебюте Долана главный герой, которого он сам сыграл, постоянно ссорится со своей матерью, а заодно взрослеет, познаёт любовь, сексуальность и прочее. И всё это в ставшем позже фирменным стиле.

Спустя пять лет режиссёр понял, что тема отношений матери и сына не раскрыта и решил её переосмыслить в «Мамочке».

МАМОЧКА (2014)mommy

Это – первый фильм Долана, который получил серьёзную награду. Он разделил приз жюри с самим Жаном-Люком Годаром. Но, конечно, ценность фильма совсем не в этом.

Ещё в «Томе на ферме» Долан пытался отойти от самого себя. Тогда попытка была не самой удачной, но в «Мамочке» он проделал работу над ошибками. Теперь автор соединяет свои best of the best приёмы, вроде популярной музыки, хулиганств с картинкой (кадр в «Мамочке» представлен квадратом 1:1 – инстаграм-форматом, а не киношным) и немотивированными истериками с менее пёстрой палитрой, новым операторским стилем и меньшей наглостью.

Сейчас Долан продолжает двигаться в этом векторе, понемногу лишаясь элементов старого стиля. Вершиной которого, в своё время стал «И всё же Лоранс».

 

ДЛЯ ПРОКАЧАННЫХ

И ВСЁ ЖЕ ЛОРАНС (2012)lorance

«И всё же Лоранс» – самый длинный фильм Ксавье Долана. Большой хронометраж потребовал больших усилий: режиссёр не смог его сделать за год, как другие свои проекты.

Девяностые. Лоранс (Мельвиль Пупо) решается стать трансгендерной женщиной, о чём сообщает своей подруге Фред (Сюзанн Клеман). Но ей не так просто принять изменение Лоранса.

За этот фильм Долан получил в Каннах квир-пальмовую ветвь, которая его дико взбесила. Он считает, что такой награды в принципе не должно существовать. Возможно, поэтому «Том на ферме» в следующем году поехал в Венецию. А возможно, Долан наказал фестиваль, который не пустил его лучший на тот момент фильм в основной конкурс. Зато начиная с «Мамочки» и заканчивая покамест «Это всего лишь конец света» Долана более чем балуют.

ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ КОНЕЦ СВЕТА (2016)end_of_the_world

«Это всего лишь конец света» стал первым фильмом, который критики массово захейтили. Долан так расстроился, что даже грозился уйти из кино, но угроза так и осталась угрозой.

По сюжету, успешный писатель Луи (Гаспар Ульель) после длительного отсутствия возвращается домой. Он хочет поведать домашним про свою смертельную болезнь, но это оказывается совсем непросто.

Экранизация одноименной пьесы Жана-Люка Лагарса принесла Долану самую крупную награду в его творчестве – Гран-при Канн. История очень похожа на «Время прощания» Франсуа Озона. Там герой Мельвиля Пупо действовал почти так же, как герой Ульеля. Впрочем, Озона в Каннах до сих пор любят чуть меньше.

Это сравнение не делает кино Долана хуже. Другое дело, что старого-доброго Долана в этом фильме стало на порядок меньше. А вот хорошо это или плохо – мы сможем судить уже после выхода «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована». Пока же, чем дальше Долан от Долана, тем крупнее награду он получает в Каннах.

 

Ксавье Долан:

 

Дата рождения:

20 марта 1989 года

 

Страна производства фильмов:

Канада

 

Избранная фильмография:

«Я убил свою маму» (J’ai tué ma mère) (2009)

«Воображаемая любовь» (Les amours imaginaires) (2010)

«И всё же Лоранс» (Laurence Anyways) (2012)

«Том на ферме» (Tom à la ferme) (2013)

«Мамочка» (Mommy) (2014)

«Это всего лишь конец света» (Juste la fin du monde) (2016)

 

Награды:

 

Каннский кинофестиваль

Гран-при («Это всего лишь конец света»)

Приз жюри («Мамочка»)

Квир-пальмовая ветвь («И всё же Лоранс»)

«Взгляд молодых» за лучший фильм в программе «Двухнедельник режиссёров» («Я убил свою маму»)

Приз Art Cinema Award Международной Европейской конфедерации артхаусных кинотеатров («Я убил свою маму»)

Приз за лучший франкоязычный фильм общества драматических авторов и композиторов SACD («Я убил свою маму»)

Номинация «Золотая пальмовая ветвь» («Мамочка»)

Номинация «Золотая пальмовая ветвь» («Это всего лишь конец света»)

Номинация премия «Особый взгляд» («Воображаемая любовь»)

Номинация премия «Особый взгляд» («И всё же Лоранс»)

 

Венецианский кинофестиваль

Приз ФИПРЕССИ («Том на ферме»)

Номинация «Золотой лев» («Том на ферме»)

 

Указания по безопасности и предупреждения (кому не стоит смотреть):

Тем, у кого доминирует левое полушарие мозга

 

Дополнительные элементы (с чем лучше смотреть его фильмы):

Какао с разноцветными маршмэллоу

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.