Лучшие и худшие в мире фильмы по комиксам – это всё дело рук Зака Снайдера. Разбираемся, как и что он снимал до «Лиги справедливости» – возможно, последнего фильма в карьере режиссёра.

zack_snyder_3 Зак Снайдер с детства увлекался фантастикой, но по-настоящему и навсегда его покорили «Звёздные войны». Где-то отсюда выросло его безумное увлечение кино, которое поддержали родители. Как и в случае с Дэвидом Финчером, однажды маленькому Заку подарили кинокамеру. А там – понеслась.

Но, как водится, Снайдер не сразу взялся за кино. Он начал (и не закончил по сей день) с рекламы и клипов. Эти короткие формы – в его личном списке любимых. Снайдер даже шутил, что без него некому будет давать «Каннского льва» – главную награду в мире рекламных роликов.

Не удивительно, что с таким бекграундом, Зак Снайдер снимает блокбастеры. Странно другое: они всегда полны насилия и мрачняков. Фактически, режиссёр редко снимает кино с рейтингом отличным от R – Restricted. Это значит, что подростки до 18 лет допускаются на сеанс только с одним из родителей или опекунов. В идеальном мире – взрослый посмотрел фильм перед тем, как повести туда отпрыска. В мире Голливуда такой рейтинг очень сильно сужает аудиторию фильма и повышает риски на его окупаемость.
zack_snyder_4Это видение наломало Снайдеру его самую первую работу – адаптацию сериала «S.W.A.T.». Правда, относительно скоро режиссёр снял ремейк «Рассвета мертвецов» – культового зомби-хоррора Джорджа Ромеро. Там он не ограничивал себя – если зомби кого-то ест, то пусть уж делает это по всем правилам.

В «Рассвете мертвецов» Снайдер уже заявил всё то, за что мы его любим (или нет): эпик, нарочитый пафос и вылизанная картинка. Так он ступил и на путь ремейков, адаптаций, экранизаций и прочего: на сегодня у Снайдера есть только один полностью оригинальный фильм – «Запрещённый приём». И то, насчет новаторства идей там есть к чему придраться.

Снайдер активно работает с произведениями массовой культуры и сам становится её частью. Более того, работая, скажем, с комиксами, режиссёр всегда верен канону. Он пытается переложить сюжет максимально близко к первоисточнику. Можно и даже нужно критиковать «Бэтмен против Супермена», но корни истории уходят в материнский комикс.

Сейчас у Зака Снайдера кризис после самоубийства одной из его дочерей, и ещё вопрос, будет ли он дальше работать в кино. Но даже в этот нелёгкий период он со своими детьми снял короткий метр – идеальный образец фирменного стиля.

Авторский подход к большим проектам – это то, что привлекло к Снайдеру зрителя. Самая показательная в этом плане работа – «300 спартанцев».

 

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

 300 СПАРТАНЦЕВ (2007)300

«300 спартанцев» – это дословная экранизация одноимённого комикса Фрэнка Миллера. Того самого, который создал «Город грехов», культовые комиксы о Бэтмене и не только. Миллер написал графическую историю вдохновившись битвой при Фермопилах. Автор существенно изменил историческую часть: 300 спартанских воинов и вправду защищали ущелье, но кроме них там было ещё несколько тысяч других греков.

Зак Снайдер адаптирует комикс Миллера со всем насилием, которое там прорисовано. За это фильму присвоили рейтинг R чуть ли не впервые для фильмов-комиксов. Но Снайдер смог доказать, что высокий возрастной ценз – не приговор, а фильмы по комиксам могут заинтересовать взрослую аудиторию. В общем, он и Кристофер Нолан – это те люди, которые причастны к засилию супергероев на экранах.

Успех открыл перед Снайдером огромные возможности и он взялся за один из лучших графических романов – «Хранители».

 

ДЛЯ ПРОДВИНУТЫХ

ХРАНИТЕЛИ (2009)watchmen

Алан Мур написал «Хранителей» во второй половине восьмидесятых – времени, когда комиксы полноценно заявили о себе как о виде искусства. Например, в эти же годы вышла ещё одна культовая работа Алана Мура «V – значит Вендетта», а Арт Шпигельман заканчивал работу над «Маусом», впоследствии получившем Пулитцеровскую премию.

В «Хранителях», Мур, который до этого несколько лет работал на DC Comics, переосмысливал супергероев как феномен. Он представил альтернативную реальность, где супергерои существовали с 40-х годов и влияли на ход мировых событий. Там Никсона переизбрали на третий срок, а США выиграли Вьетнамскую войну. Более того, существование таких могущественных парней как Доктор Манхэттен (прямая отсылка к Манхэттенскому проекту – программе по созданию ядерной бомбы) – единственная причина, по которой не началась Третья мировая.

Зака Снайдера привлекли общая мрачность атмосферы и, конечно же, масштабы. Он вступил в борьбу с Терри Гиллиамом за право экранизации и успешно победил. Как и «300 спартанцев», «Хранители» – это практически дословная адаптация. Снайдер попытался вместить в фильм всё, что смог, но времени немного не хватало. Позже он выпустил режиссёрскую и даже ультимативную версию.

После не самого удачного проката «Хранителей», Снайдер снял анимационный мультик «Легенды ночных стражей». А уже потом – свой первый оригинальный полный метр.

 

ЗАПРЕЩЁННЫЙ ПРИЁМ (2011)SUCKER PUNCH

Зак Снайдер шутил, что после того, что сделал с мужчинами в «300 спартанцах», был обязан заняться девушками, чтобы восстановить баланс. В этой шутке есть доля правды – в «Запрещённом приёме» несколько героинь, как и спартанцы, бьются с неисчислимыми толпами противников. Правда, мотивация их поступков намного более шатка, чем у греков. К тому же, после «Пролетая над гнездом кукушки», хотелось бы видеть более оригинальную историю побега из психбольницы.

Фактическое отсутствие сюжета не делает этот фильм плохим. Другое дело, если вы не готовы смотреть только на компьютерные спецэффекты и прекрасную хореографию боёв. Тогда без вариантов – вам стоит пропустить эту картину. После «Запрещённого приёма», у большинства утвердилась мысль, что Снайдеру не стоит снимать кино по своим сценариям. Ведь он даже пришёл в индустрию воспользовавшись чужим материалом – «Рассветом мертвецов» Джорджа Ромеро.

 

ДЛЯ ПРОКАЧАННЫХ

РАССВЕТ МЕРТВЕЦОВ (2004)rassvet_mertvecov

«Рассвет мертвецов» – это вторая часть трилогии Джорджа Ромеро о зомби-апокалипсисе. Ромеро придумал, что живые мертвецы хотят есть мозги, не очень расторопны и передают вирус через укус. Более того, благодаря «Рассвету мертвецов» фильмы про зомби стали воспринимать серьёзнее: орда живых мертвецов штурмующих гигантский торговый центр, выступила отличной метафорой общества потребления.

Зак Снайдер не особо заморачивался над идеологическим пластом истории, зато нашёл в ней возможность для оттачивания стиля. Ведь даже в достословном перенесении на экран всегда есть возможность своего взгляда. И лучше всего это просматривается в «Человеке из стали».

 

ЧЕЛОВЕК ИЗ СТАЛИ (2013)man_of_steel

Зак Снайдер не раз подчёркивал, что он преданный фанат комиксов и следует первоначальному канону. Примерно также он видел и нового Супермена, который отличается от прежних экранизаций. Но – не от комиксов. С другой стороны, сам образ Супермена существует с 1938-го года и каждый, кто слышал о нём хоть раз, уже составил свой личный образ.

Но проблема не в этом: несмотря на симпатичную картинку, сюжет в фильме явно не айс. Конечно, после выхода «Бэтмен против Супермена» первая часть кажется лучше, но… Теперь все предыдущие успехи режиссёра можно списать на годный первоисточник. И если Снайдер вернётся в кино, ему ещё придётся потрудиться, чтобы развеять это впечатление.

Зак Снайдер:

 

Дата рождения:

 06 мая 1961 года

 

Страна производства фильмов:

США

 

Избранная фильмография:

Рассвет мертвецов (Dawn of the Dead) (2004)

300 спартанцев (300) (2007)

Хранители (Watchmen) (2009)

Легенды ночных стражей (Legend of the Guardians: The Owls of Ga’Hoole) (2010)

Запрещённый приём (Sucker Punch) (2011)

Человек из стали (Man of Steel) (2013)

Бэтмен против Супермена: На заре справедливости (Batman v Superman: Dawn of Justice) (2016)

Лига справедливости (Justice League) (2017)

 

Указания по безопасности и предупреждения (кому не стоит смотреть):

Фанатам Marvel, почитателям медитативного кино и сложных повествований

 

Дополнительные элементы (с чем лучше смотреть его фильмы):

Американское пиво и кола

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.