Уэс Андерсон всё время снимает один и тот же фильм. Меняются только сюжеты и добавляются детали. Всё остальное – остаётся. Самое пародоксальное: именно за это мы его и любим. А значит и посвящаем следующий гайд важными режиссёрами кино.wes_obl_5Фильмы Уэса Андерсона очень легко разложить на элементы. Даже составить нечто вроде волшебной формулы: делайте так и будете Уэсом. Но не будете. Пока это ни у кого не сработало, хотя и были достаточно успешные попытки. Вы же видели «Субмарину» Ричарда Аойаде, правда?

Возможно, всё дело в особой магии его творений. Возможно, в слегка абсурдных мирах, со своими законами, правилами, чрезмерно взрослыми детьми и очень инфантильными взрослыми. Герои Уэса Андерсона почти всегда милые и искренние лузеры, которые находятся в таком же окружении. Они мечтают о любви, но не о сексе, склонны к странным, но смешным поступкам, а временами, даже жестоки. Но всё это настолько трогательно и сдобрено специфическим юмором, что просто не в состоянии кого-то шокировать.

Персонажи Андерсона вписаны в идеально симметричные кадры с самым жёлтым в мире жёлтым, яркими цветами и кучей деталей. Эти детали, часто показанные крупным планом, мигрируют из фильма в фильм: в «Академии Рашмор» Макс Фишер читает книгу с цитатой Кусто, а «Водная жизнь Стива Зазу» уже всецело посвящена пародии на великого исследователя океанов; бинокль путешествует из «Бутылочной ракеты» в «Королевство полной луны» и туда же попадают красные шапочки из «Водной жизни».wes_obl_8Сколько бы внимания не уделялось деталям, главные всегда персонажи. Невозможно представить фильм Уэса Андерсона без огромного количества знаменитых или узнаваемых актёров. Раз появившись в фильме Андерсона, они с удовольствием возвращаются в следующий. А если это Билл Мюррей – то снимаются в каждом его фильме. Вы только представьте каст для озвучки ближайшего мультика Уэса Андерсона «Остров собак» (Isle of Dogs): Билл Мюррей (как же без него), Брайан Крэнстон, Тильда Суинтон, Скарлетт Йоханссон, Джефф Голдблюм, Харви Кейтель, Эдвард Нортон, Фрэнсис Макдорманд, Грета Гервиг и Йоко Оно. Жаль, что голоса всех этих людей в нашем прокате убьёт озвучка.

А вот что всегда сохранится и пройдёт через все в мире дубляжи – это саундтрек. Лучшие треки 60-70х, иногда и 80х озвучивают все фильмы Уэса Андерсона. И, безусловно, без них потерялась бы часть той самой атмосферы.

Но в плане музыки есть одно исключение – «Отель “Гранд Будапешт”». Для него писал музыку Александр Деспла, за что и получил «Оскар». Если опустить момент с саундтреком, то «Отель» лучше всего демонстрирует стиль Уэса Андерсона. Ведь в последнем фильме собрано максимум приёмов и вещей, которые режиссёр переносит из ленты в ленту. So, именно он лучше всего подойдёт.

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

ОТЕЛЬ «ГРАНД БУДАПЕШТ» (2014)

grand_otel_4«Отель “Гранд Будапешт”» явно не новое слово для Уэса. Скорее, закрепление пройденного. В плане стилистики и других важных для критиков нюансов – всё стоит на месте со времён «Королевства полной луны», но история рассказывается чуть сложнее.

По сюжету, действие происходит в несуществующей восточно-европейской стране Зубровке. Неизвестный автор (Том Уилкинсон) когда-то гостил в отеле «Гранд Будапешт» и узнал странную и волнующую историю владельца этого места, а также некоего управляющего отелем месье Густава (Райф Файнс).

Разделив время «Отеля» на три пласта, Уэс Андерсон использует самый литературный из всех литературных приёмов – историю в истории. Ещё древний памятник индийской литературы «Панчатантра» пробавлялся такими вещами. Уэсу Андерсону, видимо, тоже захотелось – недаром же он в детстве хотел стать писателем.

Экспериментируя с историей, режиссёр не забывает заботиться о зрителях. В «Отеле “Гранд Будапешт”» как всегда лучший в мире подбор актёров (Билл Мюррей, Эдриен Броуди, Сирша Ронан, Тильда Суинтон, Уиллем Дефо, Эдвард Нортон, Джуд Лоу и это ещё далеко не полный список) и одна из самых трогательных историй любви. В общем, если вы хотите за один просмотр понять, кто такой этот Уэс Андерсон – смотрите «Отель “Гранд Будапешт”». Или –

КОРОЛЕВСТВО ПОЛНОЙ ЛУНЫ (2012)

korolevstvo_5«Королевство полной луны» – более ранняя, но при этом более совершенная работа Уэса Андерсона. Именно в «Королевстве» он собрал воедино все свои находки в чудесной комбинации. Его герои такие же милые лузеры как и всегда, только в этот раз их расстановка приобретает социальный оттенок.

Главный герой – сирота-бойскаут Сэм Шикаски (Джаред Гилман). От него отказались даже приёмные родители, а другие бойскауты считает странным. Но Сэм знакомится со Сьюзи Бишоп (Кара Хэйуорд), нелюдимой девочкой-подростком, живущей в своих собственных мирах. Вместе они планируют побег от взрослых, которые вскоре организовывают за ними погоню.

Неприкаянные любовники, конечно, не будут повторять судьбу Ромео и Джульетты или Бонни и Клайд: Уэс Андерсон в принципе не снимает трагедии. А вот трагикомедии – вполне. Его герои могут оказаться в критической опасности, второстепенные герои могут погибнуть или лишиться частей тела, но всё это всегда выводится в позитивную тональность. Как в «Бесподобном мистере Фоксе», пока первом и очень необычном мультике Уэса Андерсона.

ДЛЯ ПРОДВИНУТЫХ

БЕСПОДОБНЫЙ МИСТЕР ФОКС (2009)

mr_fox_8Лучше фильма Уэса Андерсона может быть только его мультик. И, как ни странно, в мире кукольной анимации стиль Андерсона также хорош, как и в кино. Можно провести аналогию с Чарли Кауфманом – сценаристом «Вечного сияния чистого разума» и «Быть Джоном Малковичем», который свою последнюю режиссёрскую работу «Аномализа» воплотил в таком же жанре. Правда, у Кауфмана всё отнюдь не так радужно, как у Уэса.

Мистер Фокс (голос Джорджа Клуни) совершает набеги на фермы и однажды попадается с женой Миссис Фокс (Мерил Стрип). После этого он обещает больше никогда не совершать набеги и жить мирной жизнью. Так проходит два года обычной жизни, пока Мистер Фокс не натыкается на объявление в газете о продаже дома. Новый дом, буковое дерево, находится акурат возле трёх ферм. И хотя это место считается неблагоприятным для лис – он выкупает его, а вскорости начинает промышлять старым.

«Бесподобный мистер Фокс» – это экранизация одноимённой книги Роальда Даля. Её вполне можно смотреть как отдельное произведение – даже не подозревая, кто такой Уэс Андерсон. Мультик не то, чтобы выпадает из всего творчества режиссёра, но до недавнего времени не до конца было понятно его место. Скоро же Андерсон снимает новую анимационную работу «Остров собак», которая всё расставит по своим местам.

В начале пути Уэса Андерсона фильмом, упорядочивавшим его творчество, стал «Семейка Тененбаум» – мой выбор

ДЛЯ ПРОКАЧАННЫХ

СЕМЕЙКА ТЕНЕНБАУМ (2001)

tenenbaum_2Есть два разных Уэса Андерсона – до «Семейки Тененбаум» и после. Соль в том, что Уэс написал все три сценария к своим первым фильмам с Оуэном Уилсоном. И если в «Бутылочной ракете» и «Академии Рашмор» ещё чувствуются поиски стиля (и немалое присутствие Уилсона), то после «Семейки Тененбаум» навеки появляется то самое «андерсоновское» видение. И больше – никаких отхождений.

Именно тут появляется раздражающий или восхищающий многих голос рассказчика, ретро-стилистика занимает самое почётное из всех возможных мест, а более нелепых поступков, чем выдаёт семейство Тененбаум, ещё стоит поискать. Так, Роял Тененбаум (Билл Мюррей), отец семейства, притворяется больным, чтобы сохранить свой брак и воссоединить некогда успешную и счастливую семью. Все дети Тененбаумов возвращаются домой, но, конечно, так как прежде уже ничего не будет.

Видимо, также думал Уэс Андерсон и по поводу своих дальнейших фильмов. Но ещё до того, как он принял это решение – они вместе с Оуэном Уилсоном написал «Академию Рашмор».

ДЛЯ САМЫХ ЯРЫХ

АКАДЕМИЯ РАШМОР (1998)

rushmore_5«Академия Рашмор» – это история подростка Макса Фишера (Джейсон Шварцман), который занимается очень активной внеклассной деятельностью, но почти полностью забивает на уроки. Он нередко лжёт для достижения своих целей, а их у него более чем достаточно. Но два знакомства поменяют его жизнь: с учительницей младших классов Розмари Кросс (Оливия Уильямс), в которую он влюбляется и Германом Блумом (Билл Мюррей) – будущим соперником Макса за сердце Розмари.

В «Академии» Уэс Андерсон впервые ангажирует Билла Мюррея, который после этого станет его талисманом и в обязательном порядке сыграет во всех фильмах. А ещё – тут появляется любимый шрифт режиссёра Futura, стиль монтажа становится узнаваемым и обыгрывается множество мотивов, которые потом выстрелят в других его работах. Но пока – это лишь бета-версия Уэса Андерсона, которую мы заслужили.

Уэс Андерсон:

Дата рождения:

01 мая 1969 года

Страна производства фильмов:

Америка

Избранная фильмография:

Бутылочная ракета (Bottle Rocket) (1996)

Академия Рашмор (Rushmore) (1998)

Семейка Тененбаум (The Royal Tenenbaums) (2001)

Водная жизнь (The Life Aquatic with Steve Zissou) (2004)

Поезд на Дарджилинг (The Darjeeling Limited) (2007)

Бесподобный мистер Фокс (Fantastic Mr. Fox) (2009)

Королевство полной луны (Moonrise Kingdom) (2012)

Отель «Гранд Будапешт» (The Grand Budapest Hotel) (2014)

Награды:

Каннский кинофестиваль

Номинация «Золотая пальмовая ветвь» («Королевство полной луны»)

Венецианский кинофестиваль

«Малый золотой лев» («Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники»)

Номинация «Золотой лев («Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники»)

Берлинский кинофестиваль

Номинация «Золотой медведь» («Водная жизнь»)

Номинация «Золотой медведь» («Отель “Гранд Будапешт”»)

Гран-при жюри («Отель “Гранд Будапешт”»)

Оскар

«Лучшая работа художника-постановщика» («Отель “Гранд Будапешт”», Анна Пиннок)

«Лучший дизайн костюмов» («Отель “Гранд Будапешт”», Милена Канонеро)

«Лучший грим и причёски» («Отель “Гранд Будапешт”», Фрэнсис Хэннон, Марк Кольер)

«Лучшая музыка к фильму» («Отель “Гранд Будапешт”», Александр Деспла)

Номинация «Лучший оригинальный сценарий» («Семейка Тененбаум»)

Номинация «Лучший анимационный полнометражный фильм» («Бесподобный мистер Фокс»)

Номинация «Лучшая оригинальная музыка» («Бесподобный мистер Фокс», Александр Деспла)

Номинация «Лучший оригинальный сценарий» («Королевство полной луны»)

Номинация «Лучший фильм» («Отель “Гранд Будапешт”»)

Номинация «Лучшая режиссёрская работа» («Отель “Гранд Будапешт”»)

Номинация «Лучший оригинальный сценарий» («Отель “Гранд Будапешт”»)

Номинация «Лучшая операторская работа» («Отель “Гранд Будапешт”»)

Номинация «Лучший монтаж» («Отель “Гранд Будапешт”»)

Золотой Глобус

«Лучший фильм — комедия или мюзикл» («Отель “Гранд Будапешт”»)

Номинация «Лучший анимационный фильм» («Бесподобный мистер Фокс»)

Номинация «Лучший фильм — комедия или мюзикл» («Королевство полной луны»)

Номинация «Лучшая режиссёрская работа» («Отель “Гранд Будапешт”»)

Номинация «Лучший сценарий» («Отель “Гранд Будапешт”»)

Указания по безопасности и предупреждения (кому не стоит смотреть):

Утратившим внутреннего ребёнка, слишком взрослым и серьёзным

Дополнительные элементы (с чем лучше смотреть его фильмы):

Сидр или Butterbeer

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.