Что вы знаете о реалити-шоу? Я – очень мало. А героиня нашего интервью знает о них все. О том, кто и почему смотрел «Дом-2» и как телевидение меняет людей, –  рассказала веселая и неугомонная Ольга Слисаренко, главный продюсер развлекательных программ канала «1+1» и куратор курса «Редактор реалити шоу» в Высшей Школе Media & Production.DSCF5144— Что в вашем понимании «реалити-шоу»?

Это возможность посмотреть на современную жизнь других людей. Например, когда я в детстве ходила в гости, мама спрашивала у меня, какой у моих друзей ковер или посуда, как выглядит отец семьи, какую одежду носит мама. Ей было интересно, как устроен быт в других семьях. И такой интерес есть у очень многих людей: как поступают другие, о чем они думают и чего хотят.

— То есть люди смотрят реалити-шоу, чтобы утолить тягу к вуайеризму?

— В какой-то степени да. С другой стороны, это своеобразная школа жизни. К примеру, девушки смотрят «Холостяк», чтоб лучше понимать психологию мужчин и не повторять чужих ошибок. Так реалити способны поднять культуру отношений, если к ним правильно относиться.

— А кто в основном смотрит подобные шоу?

—  В основном женщины. Мужчины если и смотрят, то вместе с женами.

Почему, как думаете?

— Женщины более эмоциональные – им нужен всплеск чувств, переживания. Так, например, Скандальный «Дом-2» смотрели многие молодые мамы, которым остро не хватало эмоций, потому что вся их жизнь сводилась к определенной рутине связанной с ребенком.  В шоу они видели жизнь, сопереживали героями, примеряли ситуации на себя. Мужчины предпочитают больше сериальный и приключенческий продукт, а женщины – про отношения между людьми.

— Такое разделение аудитории наблюдается во всем мире?

— Да, хотя знаменитое «Jersey Shore» в США смотрели целыми компаниями и девочки, и мальчики.

— Происходит ли эволюция жанра реалити-шоу? Скажем, за последние лет 20 она видна?

— Раньше было достаточно просто создать провокацию. «Міняю жінку» – типичный пример такого формата. Сейчас более популярны социальные эксперименты. Пример такого шоу – «Одружені наосліп», где двум незнакомым людям эксперты подбирают пару по эмоциональной и психологической совместимости. Идея такого шоу пришла от победителя очередного питчинга.DSCF5149— Что это такое?

— Питчинг – своего рода открытый для всех  конкурс идей тв-программы или кино-сериального продукта, который 1+1 медиа проводит раз в год. Победитель получает съемку пилотного выпуска для своего шоу. Если рейтинги высокие, проект продолжается.

— Относительно съемки пилотов на украинском телевидении, это распространенная практика?

— Сейчас это начали делать больше. Если раньше каналы, в основном, покупали права на западные форматы, то сейчас возникает большое количество своих идей. В 2011 было адаптировано 49 западных форматов, а в 2016 всего 5. Конечно, на такое падение повлиял кризис, сокращение рынка рекламы, но, в первую очередь, мы научились сами работать над подобными проектами.

— А что входит в пакет при покупке формата?

Обычно в пакет входит механика работы проекта: как проводить кастинг, каких людей стоит брать на шоу, как менять людей во время программы. Также в пакете есть примеры того, что работает хорошо, а чего лучше не делать, какие ситуации могут возникнуть во время съемок и как на них реагировать. Когда покупали «Фабрику», к ней шел еще и огромный технический пакет.

— На что, в первую очередь, обращают внимание при выборе тематики для нового проекта?

— Хочется, чтоб это было что-то свежее и необычное, но, в то же время, поговорка «тот, кто сможет переписать сказку о Золушке на новый лад, станет миллионером» до сих пор работает.

— Сравнение реалити-шоу и документального кино уместно?

— Документальное кино сейчас мало снимают. Если говорить о широкой аудитории, то ей более интересен формат «доку-драмы». Пример такого фильма – «Розщеплені на атоми» Светланы Усенко. В нем сцены из жизни реальных людей отыгрывают актеры. Таким образом, благодаря драматической линии и сопереживанию героям, возможно удержать внимание большого количества зрителей.DSCF5127— Какая, по-вашему, основная цель реалити?

Развлечение. Сейчас даже новости пытаются выпускать такими, чтоб их было интересно смотреть.

— Думаю, многих интересует вопрос: а все ли взаправду в реалити-шоу?

Конечно! Мы не имеем права показывать неправду. Иногда герои жалуются на то, что их показали не такими, какими они есть на самом деле. Но в том то и дело, что люди очень многогранны и то, какую из своих граней показать, зависит в первую очередь от самого героя, а не от съемочной группы, редактора или режиссера.

— Что происходит с героями шоу после окончания съемок? Как меняется их жизнь?

— Очень у многих жизнь меняется кардинально. Люди начинают себя ценить, становятся более действенными, активными. А еще я считаю, что реалити – отличная психологическая терапия для человека, возможность узнать себя и приподнять слои, за которые раньше было заглянуть невозможно. Яркий пример преображения человека – история девушки с шоу «Поверніть мою красу». Спустя полгода после шоу она вышла замуж и теперь счастлива, хотя до этого, в свои 28 лет, ни разу не целовалась.

— 1+1 медиа вот-вот запустит курс «Редактор реаліті-шоу» в рамках своего  образовательного  проекта Высшая Школа Media & Production. Что это за профессия?

— Это человек, умеющий прекрасно «читать» людей, общаться с ними и выстраивать истории так, чтоб это было интересно зрителю. Это психолог и драматург в одном лице. Редактор должен уметь найти связь и выстроить историю между несвязанными, на первый взгляд, вещами или людьми. Да еще и сделать это так, чтоб дух захватывало.

— Это же очень сложно! Кого вы хотите видеть у себя на курсе?

Мы хотим привлечь студентов профильных ВУЗов, потому что это та профессия, которой нужно гореть. Да, специальное высшее образование может и не является необходимым, но зато важно, чтоб у человека было желание научиться хорошо разбираться в людях, в съемочном процессе, в драматургии и, конечно, любить телевидение.DSCF5121— На рынке труда редакторов мало?

Мало, потому что они сейчас нарасхват. Рынок большой, каналов много и потребность в подобных специалистах просто огромная.

— Чему вы будете учить?

— В первую очередь, драматургии и бытовой психологии. Будет много практических заданий – написать историю, взять интервью, рассмешить или даже довести человека до слез.

— Вы давно работаете с реалити?

Уже 10 лет.

— Немало! Какой проект на вас повлиял больше всего?

Кастинги на «Поверніть мені красу» были очень тяжелыми. Я до этого никогда не думала, что у нас в стране так много насилия над женщинами, не представляла, в каких условиях живут люди, и какие у них бывают судьбы.

— Что вас привлекло в этой работе?

Мне всегда были интересны люди и мотивация их поступков. Еще мне нравится видеть результат своей работы. На пекарские курсы сейчас записаться очень сложно, потому что финансисты, банкиры и маркетологи хотят печь тортики и заниматься рукоделием. Они хотят оценить свой труд в короткий срок. Реалити помогает мне это сделать – я смотрю на свои проекты и сразу понимаю, хорошо я поработала или можно было и лучше. А если еще и рейтинги высокие, то наступает полная сатисфакция (смеется). Отдачу от своей работы я чувствую постоянно и, мне кажется, это очень важно.

Дружить с Ольгой

Фото и текст: Филипп Доценко

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.