Быть всевидящим оком, ловить двойные подбородки и летящую слюну, милые встречи и самые крепкие объятья. Отстреливаться до последнего, когда тебя просят скинуть пару кадров, «очень надо для Instagram». Фотограф – кто ты?
DSC_7764-bw— Как ты пришел в фотографию?

— Почти случайно. Я начинал журналистом, с 10 класса писал заметки в издания Чернигова, вел студенческую страничку. Для материалов нужны были фотографии, и часто приходилось делать их самому. Потом купил себе фотоаппарат — мыльницу супер-зум — и начал снимать репортажи ребятам. Мне было 16 лет и хотелось ходить на дискотеки. Ради этого я договаривался с организаторами про бесплатный вход в обмен на заметку и фото с вечеринки.

Профессионально начал заниматься фотографией, когда меня пригласили в студию – снимать свадьбы, детские дни рождения. Думаю, у каждого фотографа был такой период, когда он нанимается «серой мышкой» студии и пашет за копейки, но получает колоссальный опыт работы с профессиональной техникой.

Потом меня пригласили в Geometria. Я был практически без денег, учился в университете и подрабатывал в студии. Взял в кредит фотоаппарат, на все деньги, что были, купил вспышку, и пошел снимать в совершенно новых условиях. Но это был оправданный риск, потому что за 5 лет работы там я многому научился.

Через какое-то время переехал в Киев. Поначалу, в киевскую Geometria меня не взяли. Пришлось раздавать листовки, работать промоутером, бегать по всем самым ужасным работам. Позже начал работать в Клубе 44, меня пригласили в их сеть. Все благодаря тому, что я просился к ним на концерты фотографировать бесплатно – и им понравились мои снимки. Это хороший «лайфхак» для тех, кто спрашивает: «С чего начать?». А дальше уже и Geometria подтянулась. Пригласили, попробовали снова и пошло-поехало. Так я наработал базу клиентов. Дошло до того, что в начале этого года у меня уже бронировали съемки на сентябрь. И это круто.DSC_7799-web— Что значит для фотографа «ловить момент»?

— Если в кино или театре мы видим начало-продолжение-конец, то в фотографии есть только один момент. Например, если я снимаю свадьбу, то ловлю только какую-то часть. Глаза, слезу, улыбку, руки — детали. Одна фотография может сказать все, что нужно было сказать об этом дне. В этом фишка фотографии, за это я ее люблю.

— Можно ли назвать профессию фотографа прибыльной?

— Тут все зависит от того, насколько ты хороший «продажник». Если ты правильно себя продвигаешь, то всегда найдутся клиенты. Все зависит только от тебя, и даже не от того, какой из тебя фотограф — если есть цель не только качественно снимать, но и получать прибыль, то на этом и должна строиться вся работа. Находить клиентов, брать заказы, понимать, что надо нарабатывать материал.

Это очень важный момент: тратить на работу меньше времени, но зарабатывать больше. Иначе сгоришь. Когда ты фрилансер, очень легко себя загнать, тут нет границ, как в офисах с графиком и выходными. Помогает позиционирование себя как компании, бизнес-структуры, а не просто как творческого человека, которому платят гонорарчики или еду (смеется). Классно, когда ты можешь найти середину между деньгами и творчеством.DSC_7824-web— Три характеристики крутого фотографа?

— Нужно быть приятным человеком. Ты, в первую очередь, общаешься с людьми (если не снимаешь стоковые фото предметов или дикую природу). Последнее время мне очень часто говорят, что я «не напрягающий фотограф». И для людей это плюс. Напрягающий фотограф – такой, с которым сложно общаться, он неопрятно одет, потный, в жилетке и шортах на пафосном приеме, к примеру. Человек так устроен, что он лучше возьмет кого-то менее талантливого, но более располагающего.

Надо быть очень гибким и быстрым. Тебя постоянно будут о чем-то просить: «Вы можете прислать нам парочку фото для пост-релиза?», «Вы можете приехать на полчаса раньше?» и так далее. Многие фотографы отдают фото только в конце сезона. Я стараюсь делать это быстро: да, трачу на это много времени, но это необходимая мера. Через три месяца даже мне уже не интересно обрабатывать эту свадьбу. Репортажи пытаюсь вообще отдавать в течении суток. Люди в восторге. Можно нанять себе ретушера, правда тут тяжело найти человека по душе.

И нужно просто красиво фотографировать. Это понятие субъективное, всем не угодишь. Чтобы хорошо снимать, надо любить то, что ты снимаешь. Люди видят и чувствуют это.DSC_7787-web— Есть ли среди фотографов конкуренция?

— В основном, фотографы друг друга поддерживают. Мы хорошо идем на знакомства, общаемся, присылаем друг другу заказы: у меня есть подруга, которая делает классные студийные фото. И когда у меня спрашивают о студийной съемке, я отправляю к ней. Если же к ней приходят за репортажем – она называет меня. Это уже не конкуренция, а взаимопомощь: мы знаем, кто в чем лучше.

Бывает, конечно, что новые порталы снимают клубы за копейки, чтобы выйти на рынок.  А есть и непредумышленный демпинг: фотографы не знают цены и говорят меньше, чем есть на рынке.  Поэтому я считаю, что фотографам чаще нужно общаться друг с другом в закрытых сообществах, спрашивать, что сколько стоит. У нас в стране считается чем-то плохим спрашивать у людей, сколько они зарабатывают или сколько денег они потратили на ту или иную вещь. Но это нужно для моего понимания. Придет ко мне, например, McDonald’s  и попросит снять, а я даже не знаю, какую цену называть.

— Как расти в сфере фотографии?

— Фотографировать и смотреть. Тут очень важно иметь вкус и развивать его. Классно, конечно, если у тебя семья аристократов или творческих людей. Но если ты обычный парень, и никто не баловал тебя красивыми картинками, то нужно знакомиться с хорошей фотографией. У меня есть правило – не смотреть на плохие фотографии: я удаляю людей, которые такое выкладывают, никогда не перехожу по ссылкам «Топ-100 худших фотографий со свадеб» ни в коем случае. Это сбивает тебя, дает ложное представление о том, что ты лучше. Но ты не лучше, а даже хуже, чем нормальные фотографы. Потому что нормальные – это мастера, которые со свадеб приносят такие кадры, что каждый можно рассматривать часами.

Мастер-классы, заполнение своей ленты хорошими фотографами. Когда-то я не любил свадьбы, но потом увидел фото Вани Трояновского и Димы Тараненко – это было открытием. Это красота! Посмотрел их друзей, оказалось, что таких фотографов много – и я начал за ними следить. Это моментально отразилось на моих работах.

Еще важно много фотографировать. Только не забывать ценить себя. Не бояться предлагать свои услуги бесплатно на первых порах. Мне вот, например, всегда не достает фотографий меня. Я сам снимаю, а меня – только в дурацких позах за работой. Если бы какой-нибудь аматор предложил поснимать меня, я бы с удовольствием согласился.DSC_7812-web— У тебя есть любимые съемки?

— Есть парочка свадеб, которые я обожаю. Это были свадьбы-вечеринки на улице с лампочками, свечами, декором, людьми, на закате. Они открыли мне двери в красивые свадьбы. Я очень люблю работать с «Чашкой», потому что они все милые и съемки всегда получаются такие же. Еще мне очень нравится моя съемка из поездок в Грецию и Шри-Ланку. Там абсолютно другой цвет, песочек, другой контраст и оттенок природы. Любимые съемки получаются чаще всего в путешествиях.

— Как ты совмещаешь фуд/ивент/свадебные съемки?

— Изначально это было ради денег. Когда ты начинающий фотограф, то ты берешься за все. А потом в Geometria я привык снимать все: кроме самого репортажа тебе надо снять место, еду, детали, портреты на сайт. Поэтому я легко совмещаю в себе много разных съемок. К тому же, еду, события и людей я снимаю в одном стиле – это life-style, когда люди живут данным моментом. Свадьба – это тот же посыл снять стиль жизни в рамках важного события. У меня не получается делать прямые кадры под одним углом.DSC_7856-web— Как видеть героев красивыми?

— Я люблю всех людей, которых фотографирую. В любом случае, ты общаешься с ними на веселых событиях — я на грустных не снимаю (смеется). Даже на серьезных мероприятиях вы все в приподнятом настроении. В этом ключе легко влюбиться в людей.

— Так фотография это творчество или труд?

— Это творческий труд. Мне сложно разделять: я человек, который не живет только ради творчества, но который создает его в труде. Я не художник, не продаю свои фотографии, как картины.  Я работаю за деньги, но платят мне за то, чтоб я не только делал техническую работу, но и проявлял творчество.

— Назови самые яркие эмоции, которые ты смог словить.

— Однажды мы снимали в клубе и там был Женя Миллер, который наливал в кадре чай из чайничка. Но у него что-то не получилось, из чайника хлынула вода, слетела крышка, а сам Женя был в этот момент в шляпе. И получилось, будто это Сумасшедший Шляпник из «Алисы в Стране чудес» с чаем, который куда-то летит. Я вообще считаю, что самые творческие кадры всегда случайны.

Есть моменты, когда я снимаю женихов, которые пускают слезу. Я сам плачу, жених плачет, родственники плачут, организаторы свадьбы плачут – кадры, которые хочется ловить. А вообще, все мои любимые кадры – это моя дочь Ева. Она – мой главный клиент,  а я – фотограф всей ее жизни.

Дружить с Ромой

Фото: Ольга Круглова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.