«Обязательно спрошу, почему компания называется именно так!», — была уверена я, шагая на интервью с Артемом Лукашевым, основателем компании бытовой техники «MIRTA». И вначале я даже пыталась придерживаться своего плана, пока мы не заговорили об Илоне Маске, чайнике будущего и digital-зависимости.1-7— Артем, расскажите для начала, почему бытовая техника, а?

— До того, как мы создали компанию, я работал в LG. Учился в Запорожье, но хотел переехать в Киев. У меня были две базовые мечты: собственно, уехать из Запорожья и стать предпринимателем. У меня даже не было вопроса, получится ли. Был только вопрос: «Когда?».

После переезда в Киев я отправился набираться опыта в LG Electronics, потому что это глобальная компания. Когда я пришел на собеседование, даже не знал, что такое DVD. Я был очень от этого далек. Перед собеседованием приобрел специальных журналов, стал изучать. Но на собеседовании меня об этом даже не спросили. Со временем я понял, что могу создавать что-то свое. Так и появилась «MIRTA».

— Так а как появилась? Сразу всё получилось?

— Нет, конечно. Это вообще была история об обманутых ожиданиях. Я был уверен, что меня все знают, и что у нас не будет проблем с продажами. Ага, щас. Когда ты что-то планируешь, все говорят: «Да-да, мы тебя поддержим». А потом ты запускаешься и: «Ой, ну это же новая неизвестная компания, не будем связываться». Но со временем все наладилось.

— Это как?

— Люди начали понимать, что если им нужно взбить пюре, то им не нужен блендер известного бренда, им просто нужен блендер. Понимаете, я не могу сказать, что мы вышли на рынок с каким-то уникальным предложением. Вообще, я считаю, что есть компании-инноваторы, а есть компании-фолловеры, последователи.

— Например?

— Например, Apple я считаю фолловером.

— Не говорите так, вас уничтожат фанаты айфонов.

— Но быть фолловером ведь совсем не плохо! Наоборот, в нашем случае это сработало только на руку и нам и нашим покупателям. Потому что мы стали предлагать качественный товар за адекватные деньги. Хотя в будущем мы, конечно, рассматриваем вариант превращения компании в инноватора.

— Так, хорошо, а объясните мне все-таки, почему Apple фолловеры?

— Это же очень субъективно, вы понимаете, да? На одно мое мнение о том, что они не создают ничего нового, найдется миллион других мнений и это нормально. Они берут существующую идею, развивают ее и иногда меняют до неузнаваемости. Другой вопрос, что они умеют это здорово подать. Я и сам поклонник Apple, если что 🙂

— Хорошо, а кто тогда компании-инноваторы?

— Если говорить о сфере IT, то я таковыми считаю Microsoft. Если же о других сферах, то компания Илона Маска, но не с Теслой, а с ракетами. В сфере, в которой работаю я, это Samsung и LG. Те же телевизоры сейчас лучшие у Samsung.DSC_4841 1— Телевизоры? Они разве не становятся пережитком прошлого?

— Ну как, однажды это произойдет, конечно. Но не сейчас. Хотя все очень быстро меняется. А особенно в сфере технологий.

— Как меняется? С телефонами и телевизорами все понятно, но стиральные машинки как стирали так и стирают, чайники как грели так и греют.

— Будьте поосторожнее с чайниками 🙂 Воду мы как кипятили так и будем кипятить, но не факт, что в чайниках. Возможно, через несколько лет у вас просто будет маленький девайс, который вы будете бросать в воду, и он будет ее кипятить. Что-то типа кипятильника, но которые можно будет использовать даже в полевых условиях. А может, методы нагрева воды изменятся полностью. Есть еще вариант, что благодаря 3D-принтерам вам вообще не надо будет ходить в магазин за новым чайником. Вы просто зайдете в app store, скачаете файл и распечатаете его на 3D-принтере. Мало того, представьте, что он вам надоел. Тогда вы просто бросаете этот чайник в специальное устройство. Оно перерабатывает материал, и вот вы уже снова получаете сырье. И печатаете себе чайник нового цвета, скажем, под цвет новых занавесок.

— Такие разработки уже есть?

— 3D-печать есть точно 🙂

— Я о чайниках.

— Слушайте, уже органы можно печатать на 3D-принтере, а уж чайники тем более. Технологии же развиваются нереально быстро. Сейчас основная проблема в дороговизне производства и в том, что пока все-таки быстрее сходить в магазин за новым товаром или заказать его в интернете, чем распечатывать самому. Как только 3D-печать станет дешевле и быстрее, мир очень сильно изменится.

— То есть, со временем большие фабрики по производству техники могут просто исчезнуть? В них отпадет потребность и все?

— Хмм, вы знаете, очень может быть. Если мы оглянемся на 10-15 лет назад, то обнаружим, что телефоны были у избранных. И уж тем более, в них не было того объема информации, что есть сейчас. Недавно на презентации Института сингулярности я узнал, что в одном маленьком смартфоне информации больше, чем было в доступе у Рональда Рейгана, например. Мы живем во время, когда все очень быстро меняется. Так что да, фабрики могут исчезнуть. Но появится что-то другое.2-4— У вас есть digital-зависимость?

— Да конечно есть! Она сейчас у всех есть. Иногда бывает такое, что приходит сообщение в каком-то из мессенджеров, а я не могу понять, в каком именно. В смс нет, и в i-message нет, а вообще есть. Мне вспомнился пошлый анекдот на эту тему, можно рассказать?

— Можно-можно. 

— Поймал, значит, как-то раз лис колобка и решил с ним кое-что нехорошее сделать. Вертел его и так и сяк, ну нет никаких отверстий. И вот колобок что-то сказал, и лис кричит: «Чем ты это сказал, чем ты это сказал?!». Так и с приложениями. Что-то откуда-то постоянно приходит и от этого не убежать, как бы мы себя не обманывали. Но вообще, есть разные формы зависимости, конечно. Кто-то жить не может без ноутбука, кто-то – без листания ленты перед сном. Есть даже такие большие серьезные дядьки, у которых как бы старые кнопочные телефоны с номерами, которые они меняют каждую неделю. Но даже они втихаря пользуются айфонами.

— Все с вами понятно. А своих детей ограничиваете в использовании гаджетов?

— У меня двое сыновей, и я считаю, что это как против ветра писать. Ну бесполезно. Когда только появились лампочки накаливания, и они стали появляться в жилых домах, бабушки их выключали и зажигали свечи. Потому что «вредно глазам» и «лучше свечи ничего не придумали». Мы, ограничивая детей, ведем себя также. То, что они используют гаджеты – это нормальное явление, наши дети не такие как мы, они другие и это нормально. Да, есть страшилки, что скоро ребенок будет подходить к обычному окну и пытаться увеличить изображение. Так вот, скорее всего, это не страшилка, а так и будет 🙂

— А как еще будет?

— Думаю, что будет еще больше интерактивности. Вот мы с вами будем сидеть за столом, а встроенный в стол диктофон будет сразу преобразовывать нашу беседу в текст.

— Хорошо, мы обсудили, что в гаджетах вы сыновей не ограничиваете. А как вообще воспитываете своих детей?

— Я считаю, что их не надо воспитывать. Они успешно воспитаются сами на примере родителей. Поэтому внимательно слежу за собой, в первую очередь. Понятно, что какие-то клише из советского воспитания есть и во мне, но я стараюсь с ними работать. Например, сейчас мой шестилетний сын влюбился в одну девочку. И я помню, как в моем детстве я никому о таком не рассказывал, потому что засмеют же! Сейчас мы стараемся поддерживать его в этом чувстве. Они общаются по вайберу, мы собираемся свозить их в кино. Он пришел и говорит: «Я женюсь!». Мы спросили, уверен ли он, согласна ли Настя. И уверен, и согласна, так что осталось дождаться совершеннолетия.

— Как всё серьезно.

— Серьезно, конечно. У меня вообще дома банда. Одному шесть, другому четыре, и когда они объединяются во благо общей цели – берегитесь. Они друг за друга горой и нас с женой это очень сильно радует. Конечно, иногда друг другу наваливают. Подхожу их разнять и они тут же объединяются против меня, точно банда.DSC_4834 1— Вы делаете бизнес в Украине, растите здесь детей и развиваетесь. Как думаете, что может сделать каждый из нас, чтобы жизнь в стране стала хоть немножко лучше?

— Да что… Работать, помогать друг другу. Не напоказ, а потому что хочется. Нужно создавать для себя возможности, это же реально вполне. И от этих возможностей обязательно появится энергия что-то изменить вокруг себя.

MIRTA — Сайт

Фото: Анна Зевако

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.