Я думала, что интервью с бизнес-консультантом Игорем Степановым станет для меня одним из самых сложных. Потому что я ничего не понимаю в бизнесе. По крайней мере, я так думала. А оказалось, что то, что я ничего не понимаю в бизнесе, никак не помешает мне поговорить об интересных вещах с человеком, который действует, чтобы изменить мир вокруг. И я, пожалуй, впервые сожалею, что в одно интервью нельзя вместить все выводы и истории, услышанные во время разговора.IMG_8239 copy— Давайте знакомиться. Кто вы, Игорь Степанов?

— Я позиционирую себя как бизнес-консультант. Уже 23 года занимаюсь бизнесом, который длится все это время. Сейчас я занимаюсь им на стратегическом уровне. Недавно переехал в Киев из Днепра, чтобы больше времени уделять консультированию.

— Знаю, что у вас есть компания Stepanov. Чем она занимается?

— Сейчас мы сконцентрировались на одной, основополагающей вещи — идеологии. Почему на идеологии? Потому что сейчас, в основном, консалтинг решает вопрос на уровне следствий. К примеру, упали продажи. Что мы обычно делаем? Мы начинаем тренировать людей. Это нужно делать, но проблему это решает только временно. Если сотрудники не вовлечены, то эффект от тренинга будет в разы меньше, чем если люди вовлечены в процессы в компании. Поэтому, если взять и разложить бизнес на части, на этапы развития, либо изменения, то все основные и привычные показатели являются только видимой частью айсберга. А вот в глубине лежит именно идеология, которая диктует все остальные события. Мне было интересно опуститься в глубину. Я проделал все это в своей компании, увидел результаты и понял, что я могу этим делиться. Ко мне стали приходить люди вне моей компании, и через какое-то время это стало приносить результаты. У нас есть около сотни проектов, в некоторых мы прошли полный цикл, в некоторых — часть, но практически везде есть результат.

— Хорошо, это сейчас. А с чего все начиналось? Насколько я знаю, вы по первому образованию художник. Как вы оказались в бизнесе?

— Все банально просто. В десять лет я поступил в художественную школу в Кременчуге, знаете такой город?

— Да, конечно.

— Вот оттуда все и началось. Лет в 14 у меня появилась первая работа. Монументальное панно на табачной фабрике. Панно рассказывало о том, как счастливо живется в Советском Союзе. Тогда я заработал первые деньги, и понял, что рисовать — это мое. И что на этом можно еще и зарабатывать. Как говорят? Есть то, что ты хочешь, то, что ты можешь, и то, за что платят. У меня тогда все это совместилось. Потом я поступил в художественное училище, подрабатывал все время учебы. Делал на заказ писанки, разрисовывали соломки, иногда мы занимался фарцовкой. Покупал в Москве зонтики, люстры и продавал в Днепропетровске. И когда я закончил училище, то пошел работать в рекламную компанию. Проработал там три месяца и осознал, что все, что мне надо там было понять, я понял. И мы с партнером открыли свой бизнес. Со временем менялись партнеры, менялся бизнес и объемы, но через какое-то время у нас уже был и строительный бизнес, ремонтный, производство детских площадок и, конечно, рекламный. Все бизнесы, кроме одного, были связаны с созиданием.IMG_8261 copy— То есть, ваше творчество плавно перетекло в бизнес. А сейчас рисуете?

— В последнее время я стал возвращать к этому. Вообще, я думаю, что у меня нет таланта рисовать, но есть просто способности. Бывают люди, которым не надо учиться, у них просто получается и все. У меня был однокурсник, он не учился в художественной школе. И его картины поражали. Взяв кисточку в руки второй или третий раз в жизни, он создавал практически шедевры. Для меня это всегда была наука. Но у талантливых людей есть одна проблема. Часто они очень ленивые. Сейчас тот мой однокурсник работает водителем, хотя с его талантом мог сделать очень многое. А у меня не было таланта, но было желание созидать, поэтому у меня получилось то, чего я хотел.

— По поводу созидания. У нас очень много людей считают, что в Украине нельзя ничего создать, что всюду “зрада” и “все пропало”. Что вы таким людям отвечаете?

— В смысле, “все пропало”? Это как? Все ответы ведь лежат у нас в голове. Кто считает, что “все пропало”, у того так и будет. Кто что-то делает, у того все получится.

— Измени мышление и ты изменишь все?

— Сто процентов! Почему сейчас я работаю именно в области идеологии? Потому что на идее держится все, начиная от компаний и заканчивая странами. Идеологии бывают конструктивные и деструктивные. И если человек считает, что все пропало — это деструктивно, это разрушает. Но это можно изменить. Вот пример. Моему рекламному бизнесу уже 23 года. И сейчас мы работаем за границей. Если бы несколько лет назад мы решили, что это невозможно — это было бы невозможно. Но мы поставили себе сроки и решили, что мы сможем продавать наши вывески тем, кто легко может сказать: “Зачем мне ваша вывеска из Украины? Ее везти 4 тысячи километров”. Теперь мы возим вывески за 4 тысячи километров. Потому что мы не сомневались и работали. В 2010 году мы переключились, сняли ограничение у нас в головах, и в 2014 получили то, чего хотели. На год раньше, чем ставили себе срок. Все это благодаря одному решению. Одному переключению в голове. Все остальное — это следствия. В консалтинге я помогаю собственнику понять, в чем же идея бизнеса. Не просто зарабатывать деньги, как он делал вчера. А потом вокруг этой идеи объединяется вся компания.IMG_8242 copy— Мы говорим “идея”, но что это вообще такое?

— Это ядро. Это смысл. Она отвечает на вопрос: “Зачем?”. Это вообще самый важный вопрос в жизни. Если мы на него ответим, то решим большинство наших проблем. Вся энергия, вся мотивация, все берется из идеи. Потом идея обрастает тремя компонентами: ценностями, миссией и видением. По ценностям отбирают людей в команду, принимают решения, это некий фильтр того, что мы делаем. Далее следует миссия. Она всегда начинается с действия. И видение. Это то, как в дальнейшем будет развиваться компания. Например, как в случае с моей рекламной компанией. В 2010 году я решил, как мы будем развиваться. И именно так мы развивались.

— А что после ценностей, миссии и видения? Все начнет получаться?

— Не так просто. Далее идут цели. По ним можно определить, на правильном ли мы пути. Под цели строятся планы. Когда я строю планы без учета идеи и остальных компонентов, они становятся хаотичными и бессмысленными. Далее же идет следующий круг. Нужно понимать, кто ваша целевая аудитория? Для кого вы все делаете? Кто ваша команда? Интересно ли вашей команде? Так же нельзя забывать о маркетинге, он транслирует идеологию. И так мы подходим к продукту. Это то, что мы производим. Еще есть бизнес-продукты и внутренняя культура. Все это должно сообщаться между собой, это цельный организм.

— Как-то очень много всего. Это работает только в бизнесе? Могу ли я взять и применить это к повседневной жизни?

— Эту схему можно применить во всех сферах жизни. Если вдуматься, то все подчиняется идее, и остальные компоненты могут называться как-то по-другому, но по сути это одно и то же. В семье, в обществе, в том, что не касается бизнеса.

— В семье? Это как?

— Семья — это тоже проект. Это команда. И в ней точно так же важна идея, понимание, зачем вы вместе.IMG_8222 copy— Расскажите о своей команде. О семье то есть 🙂

— У нас тоже есть идея нашей семьи: «Вдохновлять и вдохновляться достижениями». Это определяет наши выборы. Мы любим постоянно открывать что-то новое. Очень любим новизну и постоянно чему-то учимся. Наверное, поэтому наши с женой 23 года совместной жизни пролетели незаметно. Можем спонтанно сорваться и уехать куда-то вместе. Можем бродить по Риму, можем пойти в новый театр в неизвестном городе. Правда, наша спонтанность имеет свой минус — в отелях никогда нет мест, но это все мелочи.

— Да, это правда мелочи. При таком плотном графике хватает времени на общение с детьми?

— Вы знаете, наверное, я плохой отец. В том плане, что я очень мало времени уделяю семье.

— Но главное ведь не количество общения, а качество. Как проводите с ними время, когда есть возможность?

— С сыном, например, я занимаюсь тайм-менеджментом. У нас есть блокнот, в который мы вписываем его дела на неделю. И если он все выполнил, то в конце недели получит новую игрушку. Таким образом я его учу мотивации. А дочь недавно удивила. Сказала, что поступит на бюджет туда, куда хочет, а те деньги, что мы могли потратить на ее обучение, мы можем пустить куда-то в более нужное русло. Моя задача научить детей базовым принципам жизни и заложить в них ценности, которые дадут им основу для старта в жизни. А дальше их выбор и их жизнь.

 

— Слушайте, вот мы с вами говорим-говорим, и все получается как-то слишком гладко. Захотели — получилось. Неужели не было никаких «факапов» и провалов? Не верю.

— Вообще не гладко получается. Конечно, бывают и «факапы». Их очень много, и если начать их перечислять… Но все ошибки ведут нас к успехам, я так думаю.

— И все же, расскажите о каком-то из них.

— Хорошо, расскажу о случае из рекламного бизнеса. Он стал для меня глубоким с точки зрения смыслов. История произошла в 2007 году. У нас есть компания-заказчик “N”. Мы производили для них вывески на магазины во Львове. У них как раз открывался магазин и у нас просто не было выбора, мы должны были доставить вывески, иначе магазин не откроется. Мы загружаем машину тремя вывесками, отправляем ее во Львов. Я спокойно ложусь спать и ночью меня будит звонок. “Игорь Владиславович, алло? Вывески украли”. Что украли, как украли? Оказывается, водитель приехал во Львов, оставил их в машине, а сам пошел спать. Авто угнали вместе со всем содержимым. Вот как бы вы поступили в этой ситуации?

— Не знаю, честно.

— Я положил трубку и лег спать. Шучу, конечно. Я лег подумать, что делать. В семь я утра я выехал во Львов, взяв с собой большую пачку купюр для решения вопросов. У нас было два варианта развития событий. Либо мы запускаем новое производство и доставляем новые вывески, либо находим нашу машину. К моменту, как я приехал во Львов, у меня были все нужные мне контакты, пришлось поднять на уши всех знакомых. В этот день я познакомился с ментом Васей, который познакомил меня с СБУшником Мишей, а тот в свою очередь познакомил меня с Толяном, человеком, который “решает вопросы”. Он нашел нашу машину и устроил мне встречу с кем надо.

— И машину отдали?

— Не все так просто. Захожу я в кафе, где меня встречает мужчина весь в наколках. Все мои органы рухнули вниз. С ним сидит Толян, и сообщает, какую сумму мне надо заплатить за то, чтобы машину отдали. Сторговались в итоге на сумму в два раза меньшую. В течении двух часов мы забрали машину и успели установить вывески.

— А какие вы сделали выводы из этого «факапа»?

— Я сделал два вывода. Во-первых, если ты даешь обязательство, то должен в любом случае его выполнить. Несмотря на форс-мажоры. А второй вывод лежит в области психологии. Лидеры по натуре часто гуманисты. И в этой ситуации я понял, что несмотря на доброту, нужно уметь прощаться с людьми.

— То есть?

— Тот водитель, который отвозил вывески во Львов, был человеком, у которого постоянно что-то случалось. Не знаю, может у него карма такая. К тому моменту, как он должен был отвозить вывески, я уже несколько раз собирался его уволить. Но тут решил дать ему еще шанс, и как оказалось, зря.

— Я не совсем понимаю, этот водитель специально попадал в такие ситуации?

— Нет, бывают люди с такой негативной энергетикой, и тут ничего не поделать, пока человек сам этого не поймет, и не захочет изменить. И если не хочет, то такой человек в коллективе не нужен.IMG_8220 copy— Игорь, вы всегда были таким осознанным? Где вы этому учитесь? Тренинги, коучи, наставники.

— Я не считаю себя осознанным до конца. Наверное, это бесконечный процесс поиска ответов на вопросы. Думаю, что нужно всегда учиться у других людей, окружать себя теми, кто умеет то, чего не умеете вы. Иногда это сложно, потому что чувствуешь себя в таком окружении не совсем комфортно. Но это и сеть рост, подниматься выше и выше.

— Как там говорится, “никто не друг, никто не враг, но каждый учитель”?

— Да, типа того. Нас учат две вещи — книги и люди. Недавно узнал, что человек равен компиляции пяти самых близких людей, с которыми он общается. По финансам, по качеству отношений, по уровню осознанности. Я так же считаю, что очень важно никогда не останавливаться и постоянно расти, двигаться вперед. Остановка смерти подобна.

— А как действовать, если останавливаться нельзя, но очень хочется?

— Нет готового рецепта. Просто надо действовать. Намерение-действие-анализ-результат, потом еще и еще раз. Вот тогда все получится.

Фото: Филипп Доценко

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.