Рубрики
Без рубрики

Андрей Пелюховский – сооснователь «Розумна кава» и «Малевич» — Talktome

Андрей управляет двумя небольшими кофейнями «Розумна кава» и винным микробаром Malevich. Конечно, это не предел – совсем скоро откроется новое место на Петровке. А начиналось всё с небольшого киоска на Подоле.— Чем ты занимался до Малевича и Розумной кавы?

— У нас (прим. ред. – с Митей Ятимом) на Подоле была двухкомнатная квартира, в которой мы занимались проектом. Он назывался «Новая эстетика украинской фотографии». Это была квартира, в которой мы делали выставки молодых фотографов, проводили лектории по фотографии, и это всё было в содружестве с компанией Olympus, которая предоставляла техническую базу и помогала нам содержать проект.

А потом я поехал учиться в Нью-Йорк. Когда я приехал из Нью-Йорка, компания Olympus закрыла своё представительство в Украине. Проект схлопнулся автоматически. И какое-то время, пару месяцев, я был в дауншифтинге и думал чем заниматься. Однозначно хотелось заниматься чем-то не просто творческим, но и чтобы оно могло полностью обеспечивать тыл. Плюс хотелось получить какой-то запас вдохновения. Я подумал, что маленькое предприятие, маленький бизнес – это самое оно. И кофейня была выбрана первым проектом. Я подрабатывал: был и фотографом, и видеооператором, и веб-дизайнером… Короче, делал всё, что можно было сделать на компьютере, и этим заработал пару тысяч долларов. Эти деньги и были всем стартовым капиталом для начала маленького предприятия. Я на olx нашел киоск на Подоле и с него началась «Розумна кава».

— Почему вы решили начать именно с кофейни?

— Потому, что я каждый свой день начинаю с чашки кофе. Это ритуал, который является не просто механистическим действием, где я заливаю в себя дозу кофеина. Это момент, когда я думаю о каких-то жизненно важных вопросах: «Чем заниматься?»,  «Куда идти дальше?» и так далее. Всё – за чашкой кофе.

Когда мы начинали, это ещё не было каким-то бумом, рынок только зарождался. Третья волна? Да никто ещё не знал, что это такое. И вообще наша первая кофейня не относилась ни к какой третьей волне. Это просто была интересная точка с интерактивом, с каким-то подходом совершенно другим. Тут был очень сильный момент коммуникации. Я понимал, что придётся работать с людьми каждый день, что истории, которые мне были нужны, появятся в избытке. Так и случилось. Мы так увлеклись этим делом, что не было времени снимать фильмы. Мы очень быстро заработали достаточно много денег и открылись уже в формате кафе.— Сложно было научиться готовить кофе? Вы же не готовили раньше на профессиональной машине?

— Я нет. Митя готовил, работал. Мы учились на youtube. Смотрели уроки о том, как взбивать молоко, как его правильно вливать. Я помню, как готовил для компании из четырех человек латте и это было просто горячее молоко с кофе. Они сказали, что это не латте, а я им подарил по кокосовому шарику и они остались довольны. Один чувак ходил к нам, смотрел, что у нас получилось сделать классный кофейный бизнес. А потом так совпало, что я вышел на Берестейской и случайно увидел, как на какой-то ларёк вешают вывеску «Розумна кава». И я подумал: «Вау, вот это совпадение». И в тот же день мы начали регистрацию торговой марки. Это было таким импульсом себя оформить.

— Как вы познакомились? И почему решили это всё делать вместе?

— О, этот вопрос нам ещё никто не задавал. Был день рождения нашего общего знакомого и мы познакомились в каком-то баре. Очень сильно всё было омрачено алкогольным опьянением. А потом мы подружились. Самому создавать тяжело. Потому что в любом проекте, каким бы ты ни был энтузиастом, ты нуждаешься в поддержке. Просто чтобы человек тебе сказал: «Да, нормальная идея». И вот Митя стал для меня такой поддержкой, показав, что можно что-то делать вместе.— Как вы выросли из киоска на Подоле?

— Рецепт очень простой: мы все деньги вкладывали обратно. У нас не было такой системы, что мы заработали свои первые сто тысяч гривен и купили себе по айфону последней модели и всё остальное. Машину я купил себе две недели назад. То есть я решил, что это тот момент, когда я могу вытянуть деньги из оборота и уже облегчить себе жизнь.

Формально, я мог сделать это очень давно, просто тогда бы рост нарушился. Мы очень скромно всё возвращаем назад. Единственное, на что я могу потратить – это на инструменты. У меня есть в кладовке циркулярная пила, шуруповерт, фрезерный станок, лобзик, шлифовальная машинка, перфоратор. Есть все необходимые инструменты, чтобы самому сделать что-то. Торцовки только не хватает.

— Скажи, а сложно расширять бизнес?

— Расширять его не сложно — сложно понять момент, когда можно расширяться. У нас было несколько попыток, но это было несвоевременно и поэтому неудачно. Были деньги, но не было еще понимания как: это должен быть интенсивный рост или экстенсивный. И не было возможности оценить потенциальные предложения.

Когда у тебя уже есть работающий бизнес, ты можешь потихоньку канальчик такой небольшой открывать и спокойно всё делать. Мы используем модель постепенного наращивания мощностей. Сначала покупаем бытовую посудомойку Bosch за 4 тысячи гривен. Используем. Потом смотрим, ходит ли кто-то в это заведение. Если оно нужно, мы её продаём и покупаем потом за 20 тысяч гривен профессиональную посудомойку, но не наоборот.

Мне кажется, подход правильный не только в рамках этого бизнеса. Сначала создаёшь какой-то минимальный рабочий продукт. Скажем, бар. Что нужно бару? Вино и столики. И мы это сразу делаем. Ещё не было столиков, но уже было вино. И мы в таком режиме тестируем. Если видим, что это работает, то можно дальше всё совершенствовать.— Как возникла идея продолжить кофейную тему винами? Как был придуман Малевич?

— Тоже из входящих возможностей. Антон, который владеет Apple Hub`ом, ходил к нам пить кофе. Мы с ним познакомились, подружились и он как-то нас пригласил в это помещение. Сказал, что он занимает часть, а здесь есть место, где можно что-то ещё сделать. И мы подумали, что делать кофе напротив своей же кофейни будет очень тупо, поэтому нужно подумать, что бы это ещё могло быть.

Мы гуляли по Пейзажке и взяли бутылку украинского вина, которое нам порекомендовали. Неожиданно для себя обнаружили, что украинские вина стали интересными. Потом мы подумали, что, может быть, это мог бы быть какой-то микробар с локальным продуктом. Тогда это было очень хайпово. Мы начали изучать рынок вин и, соответственно, сыров. И оказалось, что с винами всё становится намного лучше, а с сырами уже очень круто. Есть украинские сыры, которые прямо очень вкусные, очень достойные. Так мы решили рискнуть и сделать маленький винный бар по примеру европейских заведений, где очень мало места и очень много людей.

— Почему назвали Малевич?

— Я хотел, чтобы это была фамилия человека, который имеет знаковую роль в культурных процессах. И я просто перебирал в уме фамилии. Были разные варианты, но на фамилии Малевич у меня случился щелчок и я понял, что Малевич будет круто. Экскурсовод, который пару раз сюда завёл экскурсии, нам сказал, что в доме напротив Казимир Малевич останавливался во время своего киевского периода жизни. Не в этом, но напротив.— Что объединяет все твои проекты?

— Это эксперимент. То есть интересно ставить себя в какие-то новые ситуации, новые рамки. Некоторые люди это делают, бегая по туннелям метро между поездами, а мне больше импонирует что-то, что может приносить кому-то пользу и возможность развивать свои потенциалы. Для меня бизнес – это инструмент саморазвития, инструмент безбедного существования, инструмент открытия для себя главного ресурса, главной ценности и главного клада – интересных людей, с которыми можно создавать еще что-то новое.

Дружить с Андреем

Фото: Рома Еременко

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.