В рубрике «Fashion to me» мы общаемся с представителями модной индустрии нашей страны и узнаем, как несладко (или сладко) живется им в этом нелегком мире.

Сонное зимнее утро.

Я захожу в CORNER, уверенно рыская глазами по углам в поисках дамы в шубе и драгоценностях, которая, по моему мнению, должна владеть таким магазином.

— Я к Ирине, — говорю я милой девушке, снимающей с себя пальто.

— Это я, — говорит милая девушка, мои глаза округляются и я облегченно вздыхаю.

Никаких шуб сегодня не будет.

IMG_1813

На вопросы отвечает Ирина Радева — создательница и владелица CORNER concept store:

— Перед интервью с вами, читая о CORNER, я наткнулся на такую фразу: «Ирина, владелица концепт-стора, в нелегкое для Украины время приехала из Одессы в Киев и открыла тут свой второй магазин». И я подумал об избитости этой фразы. Мне стало действительно интересно, правда ли вам было тяжело или это пиарщики и журналисты постарались надавить на жалость. Сколько, кстати, уже лет CORNER?

— Два года. Мы недавно отметили день рождения. А вообще, этому проекту уже три года. Ну а я в fashion-бизнесе уже где-то лет пять-шесть.

— А чем вы занимались до открытия CORNER?

— Честно говоря, я вообще не имела никакого отношения к модной индустрии. Я работала в оптовой фирме маркетологом и мне даже нравилась моя работа. Я не из тех, кто однозначно говорит, что всем нужно заниматься своим делом. Можно отлично работать на «чужого дядю» в классной фирме, получать отличную зарплату и быть довольным жизнью. И так я вот работала в Одессе долго, стабильно и хорошо. Я одесситка, кстати.

— И как вы покинули свою стабильную работу?

— Ну, меня все-таки посещала мысль, что я хочу открыть свое дело.

— Все-таки посещала.

— Но тогда я была уверена, что мне это нужно, что я потяну и все смогу. Я начала изучать рынок Одессы, понимая, что хочу работать в ритейле. Я искала то, чего в моем городе еще не было. Одесский рынок довольно специфический. Нас воспитал «7ой километр». Да и вся эта припортовая зона тоже оставила свой неизгладимый отпечаток. Что-то нестандартное и необычное – это вообще не для нас. Одесса любит «италию», чтоб все красиво, чтоб все богато, чтоб логотип на все платье. Я наткнулась на проект об украинских дизайнерах в Днепропетровске. Они продавали франшизу шикарной идеи. Они брали коллекции украинских дизайнеров и отшивали вторые линии, просто из ткани подешевле. То есть, это был вроде как масс-маркет, но в то же время от украинских ребят. Мне очень понравилась идея, в Одессе такого не было, и я решила рискнуть. В итоге этот мой первый проект дал мне понимание того, чего я действительно хочу. Я поняла, какой формат мне нужен, какой сегмент и какие у меня цели. Когда открывался CORNER – а он уже был четким и обдуманным проектом за счет опыта, полученного на предыдущем – я поехала в Киев на встречу с киевскими дизайнерами. Причем это было все очень быстро – горел сезон и надо было что-то решать.

— То есть вы просто поехали в столицу договариваться с дизайнерами о продажах их одежды?

— Да, поехала. С предложением выставить свои коллекции в магазине, который я, грубо говоря, три дня назад придумала. Это было перед Неделей моды, которую я посетила, просмотрев все коллекции. А потом пошла к ним в шоу-румы и начала, собственно, делать заказы.

— И как они реагировали?

— В предыдущем проекте меня пугали, что работать с ними очень сложно, что я не смогу с ними договориться, что никто в сроки мне ничего не сделает и так далее и тому подобное. Но на деле все оказалось совершенно иначе. Может у меня есть какое-то чутье, но с теми, кого я тогда выбрала, мы работаем до сих пор. У меня есть такой костяк – моя пятерка.

— Можете назвать?

— Конечно. Это Бевза, Бобкова, Буренина, Бех и бренд LAKE.

IMG_1864

— Как вы открылись в Киеве? Я так понимаю, что это произошло спустя год после открытия одесского магазина?

— Все верно. Я начала часто приезжать в Киев по работе и на Недели моды. И как-то поняла, что следующий магазин нужно открывать именно здесь, даже несмотря на то, что тут уже хватало подобных форматов. Просто здесь есть публика, которая это понимает и любит. Тут есть тусовка, которой нет в Одессе. Мы своего клиента очень долго воспитывали в Одессе. Мы не то что его искали – его не было вообще. Никто не знал, что существуют эти дизайнеры, никому ни о чем не говорили их фамилии. В каждом городе, как вы знаете, есть «золотая молодежь», на которую все равняются и хотят ею быть. В Одессе «золотая молодежь» не является клиентами нашего магазина.

— Даже спустя три года?

— В моем городе не происходит все по принципу «один пришел и за ним все подтянулись», как это происходит в Киеве. Наши клиенты там – это самодостаточные женщины, которые не кричат о том, где они покупают одежду и не являются светскими львицами. Они просто любят нестандартную одежду. Их не очень много, но они есть. И мы стали для них той Меккой, в которой им приятно находиться. В конечном итоге мы создали этот круг. И я поняла, что в Киеве это будет гораздо проще.

— Это правда.

— У меня вообще такая позиция: если ты работаешь, работаешь на все 100%, вкладываешь в проект свою часть души, то он в любом случае заработает. Если ты отдаешься полностью и делаешь все правильно, несмотря на ошибки, которые, как мы понимаем, будут допускаться в процессе, то все получится. С этим я иду по жизни. Главное – не останавливаться и не задирать голову.

IMG_1825

— Как вы контролируете киевский магазин из Одессы?

— Опять же, есть доля везения. Набрать персонал всегда очень сложно, а когда магазин небольшой и работает в нем всего четыре человека – от них многое зависит. Я набирала персонал перед открытием через самый обыкновенный сайт по поиску работы. Было очень много желающих. У меня сейчас есть директор магазина, которая работает со мной с первого дня. В общем, я нашла еще трех девочек, и первым их рабочим днем был день подготовки магазина к открытию. Мы провели вместе весь день и к трем часа ночи мы стали очень близкими друг другу людьми. На следующий день, когда мы открылись, и они пришли на работу, у меня было чувство, что я знаю их сто лет.

IMG_1799

— Как вы относитесь к молодым дизайнерам?

— Хорошо отношусь. И молодые дизайнеры представлены у нас в магазине. Нам часто говорят, мол, вот вы только работаете с дизайнерами Ukrainian Fashion Week, а с альтернативной неделей моды Mercedes-Benz Fashion Week Kiev – нет. Это неправда. Та же Маша Бех с нами с самого начала. И мы давно работаем с Юлей Ефимчук. Понимаете, нам важна философия конкретного дизайнера, качество тканей, качество кроя. Есть много молодых дизайнеров, у которых есть хорошие коллекции, но они не соответствуют общему стилю нашего концепт-стора. Мы повесим такую «другую» коллекцию и что мы будем с ней делать? Наш клиент привык к определенному стилю. Как ни крути, у дизайнеров есть свой почерк. И этот почерк нравится нашим покупателям. Все наши коллекции можно миксовать между собой. И мы не берем вырви-глаз-вещи или что-то жутко креативное, потому что в основной своей массе это совершенно не носибельные вещи.

IMG_1829

— В Киеве достаточно много магазинов с одеждой украинских дизайнеров. Вот ваши покупатели – это же, в основном, состоятельные люди, потому что одежда у вас, ясное дело, не по пять копеек. Вы держитесь на плаву за счет этого небольшого количества постоянных покупателей? К вам случайные люди не заходят?

— Ну, редко, редко… Во-первых, наши клиенты едут к нам и они уже знают, куда они едут. Мы изначально не ориентировались на поток и на трафик. Я знала, где я открываю этот магазин (ул. Воздвиженская – прим. ред.) и делала это не случайно.

— Воздвиженка в принципе такая улица, куда нужно приехать специально. Тут, как мне кажется, всегда мало людей и пустые магазины. А знаете, как у людей мысль формируется? Если в магазине пусто – значит тут все плохо.

— Знаю, конечно. Но, как видите, это неправда. Когда мы открылись, тут были только рестораны Борисова и магазин Hello Glasses. Я часто рассказываю эту историю: когда я собралась открыть магазин в Киеве, я прошлась по всем своим дизайнерам, прошлась по всем знакомым, связанных с бизнесом, и спросила у них, где мне лучше открыться? И мне Бевза тогда сказала, чтобы я посмотрела Воздвиженку, мало ли, вдруг понравится? После этого разговора я сразу же помчалась сюда. Видно, опять какая-то чуйка. Если вы заметили, фасадных магазинов с витринами тут практически нет. И на тот момент свободным помещением такого формата было только одно. Оно было очень сложно досягаемым. Нужно было найти владельца, которого мы всей Воздвиженкой искали. В итоге все произошло хорошо, и мы открылись именно тут. Я, конечно, читала много тогда об этом районе, вплоть до того, что это проклятое мертвое место.

— Отчасти, так и было до недавнего времени.

— Да, я рада, что теперь здесь все иначе.

IMG_1896

— Если все-таки возвратиться к той первой фразе в нашем интервью… Не страшно было открываться в тот период?

— Мы открылись в том декабре, когда начались первые выстрелы. У нас должно было быть грандиозное открытие. Мы, конечно же, все отменили. Я тогда была занята магазином и даже не знала, что происходит. Мне сказали включить телевизор, и я все поняла. То, что я планировала, конечно же, не состоялось. Никто ничего о нас не писал, не рассказывал, потому что в этот момент происходили такие ужасные события на Майдане… Первые полгода мы провели в полной тишине. А насчет страшно… Очень большую роль играет возраст. Я себя ловлю на мысли, что сейчас, будучи на два года старше, я бы десять раз подумала, открывать мне магазин в Киеве или нет. И многое решает опыт. И вот два года назад опыта у меня было немного, а была только осмысленная жажда открытия. Никто мне не говорил о рисках, о сложных политических ситуациях, об экономическом кризисе и я просто пошла и открыла его. Так что, слишком много опыта и знаний где-то могут и помешать. Поэтому тогда мне страшно не было, честно.

IMG_1926

— Как насчет третьего CORNER? Уверен, вы уже думали над этим.

— Конечно. У меня есть планы по стратегическому развитию. Возможно, это не будет даже связано конкретно с CORNER, я просто не хочу сейчас об этом говорить. Пусть это будет секретом.

IMG_1935

— И последнее. Какое у вас как у одесситки любимое место в Киеве?

— Я когда ездила в свои первые командировки в Киев, я считала, что здесь вообще нет нормальных мест. Мы в Одессе очень избалованы заведениями. Мы же как привыкли? Куда ни зайдешь – везде хорошо, вкусно и необычно. А в Киеве ты должен знать, куда идти. Я столько раз попадала в непонятные, невкусные и неоправданно дорогие места! Я думала, ну где же едят жители Киева? А потом, со временем, влилась и начала узнавать у местных о классных местах. Сейчас уже все по-другому. Я люблю ресторан «Тарелка», люблю «Carpaccio». Попала недавно еще в «Любимый дядя». Очень понравилось. Но думаю, что мое любимое место в Киеве еще меня ищет.

IMG_1883

— Как, кстати, отметили Новый год?

— Это был первый семейный Новый год за много лет, потому что у меня маленький сын, и мы с мужем решили остаться ради его такого первого праздника, первой елки и подарков… Мы больше к нему готовились, как сумасшедшие, чем отмечали. У нас даже игрушек елочных не было! В итоге все получилось тепло и спокойно. Так, как я уже давно мечтала. Теперь надеюсь сохранить эту традицию.

IMG_1819

CORNER concept store 

Воздвиженская, 9-19

фото: Kris Kulakovska

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.