Сергей Лозница – один из самых важных украинских режиссёров. Он снимает непростое кино о пост-советской действительности, которое котируется в Европе. Фильмы Лозницы показывали в Каннах и Венеции, а совсем скоро его новая лента «Кроткая» выйдет в украинский прокат. Meet the Loznitsa в нашем гайде важными режиссёрами кино.
loznitsa_2Сергей Лозница математик по образованию, который увлекается теорией струн. Он снимает документальное кино, в котором изучает людские массы и национальные черты поведения. И – художественное, где в игровой форме воплощает накопленный документалистикой опыт.

Лозница очень придирчивый автор и максимум внимания уделяет деталям. В его фильмах никогда нет ничего случайного: ни в кадре, ни за кадром. Не так важно, увидит или оценит это зритель, важно, что это видит и об этом знает сам Лозница.

Режиссёр испытывает антропологический интерес к людям. В своей ранней документалистике он изучает их за работой и в ожидании. Позже он будет наблюдать движения масс в момент исторических свершений или в местах таковых.

Место, пространство у Лозницы всегда тесно связано с памятью и фольклором. «В тумане» – это «забытый» военный эпизод, то прошлое, которое создаёт настоящее. Собственно, именно оно и находится в тумане и не факт, что история сможет правильно расставить акценты. «Кроткая» – сказочное путешествие в страну мёртвых, подземное царство и эксурс в тюремный фольклор. «Аустерлиц» – наглядный пример того, как прошлое обесценивается.

Эти же мотивы пронизывают и полнометражный игровой дебют Лозницы – «Счастье моё».

 

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

СЧАСТЬЕ МОЁ (2010)s4astie_moe

«Счастье моё» очень сурово показывает постсоветские реалии, из-за чего некоторые обвиняли фильм в чернушности. Такой эффект достигается из-за документальной манеры съёмки, которая делает все события на экране максимально реалистичными. Сам Лозница считает, что это скорее зеркало, в которое можно смотреть, а можно отойти. Шутка в том, что посмотрев туда, уже так просто не отойдёшь: и в буквальном, и в переносном смысле.

Главная линия – это история дальнобойщика, которого ждут некоторые неприятности. Побочная – преступления времён Второй мировой войны. По сути, в «Счастье моё» герой совершает сказочное путешествие, где из безобидного дурачка становится народным мстителем или же разбойником – решать зрителю. Еще одной линией тут проходит то прошлое, которое может помнить только земля, так как других свидетелей не осталось или же они молчат.

Прошлое, которое взывает к настоящему и настоящее, которое взывает к будущему, Лозница особенно пристально изучает в своих последующих документальных работах.

ДЛЯ ПРОДВИНУТЫХ

МАЙДАН (2014) – СОБЫТИЕ (2015) – АУСТЕРЛИЦ (2016)

«Майдан», «Событие» и «Аустерлиц» – это документальная трилогия, в центре которой движение масс.

В «Майдане» показаны люди, которые вышли на Революцию Достоинства. Они деперсонализированы, почти невозможно выделить в этом потоке отдельного человека. Так же и в «Событии», живописующем августовский путч в Ленинграде 1991 года. Тут толпы людей вышли преобразовывать страну, ведомые местными политиками. В этих фильмах Лозница наглядно объясняет, что историю творит не отдельная личность, а мощь масс. И они же потом осваивают или предают эти достижения.

По Лознице, массы могут не только двигаться к созиданию, но и помогать предавать что-либо забвению. В «Аустерлице» режиссёр снимает поток туристов, которые посещают бывший концлегарь. Впрочем, с таким же успехом они могли бы гулять и по Диснейленду: туристы делают фоточки и селфи, с трудом дожидаются перерыва на поесть и, кажется, не очень понимают, что происходило в этом месте.

Зато это очень хорошо понимает Лозница, который видит во Второй мировой травмообразующее прошлое, как «В тумане».

ДЛЯ ПРОКАЧАННЫХ

В ТУМАНЕ (2012)V_tumane

«В тумане» – это экранизация одноименной повести Василя Быкова. Это история о предательстве на войне: явном и тайном. Лозница снимает «В тумане» так, как подобное кино снимали советские режиссёры. Тематически и визуально фильм отсылает нас к «Проверкам на дорогах» Алексея Германа-старшего и «Восхождению» Ларисы Шепитько. К слову, «Восхождение» тоже снято по произведению Быкова.

«В тумане», как и флешбеки из «Счастье моё», рассказывает историю, которую не смогут подтвердить документы. Это частный случай, который остался там – в тумане прошлого. Свидетели молчат про эти события, но они напрямую взывают к настоящему. И каким оно будет: мрачным как в «Счастье моё», созидающем как «Майдан» или предающим забвению как «Аустерлиц» – решать зрителю.

 

Сергей Лозница:

 

Дата рождения:

05 сентября 1964 года

 

Страна производства фильмов:

Украина, Нидерланды, Франция, Германия, Россия

 

Избранная фильмография:

Сегодня мы построим дом (1996)

Полустанок (2000)

Поселение (2001)

Пейзаж (2003)

Фабрика (2004)

Блокада (2005)

Артель (2006)

Счастье моё (2010)

В тумане (2012)

Майдан (2014)

Событие (2015)

Аустерлиц (2016)

Кроткая (2017)

 

Награды:

Каннский кинофестиваль

Приз ФИПРЕССИ («В тумане»)

Номинация «Золотая пальмовая ветвь» («Счастье моё»)

Номинация «Золотая пальмовая ветвь» («В тумане»)

Номинация «Золотая пальмовая ветвь» («Кроткая»)

 

Указания по безопасности и предупреждения (кому не стоит смотреть):

Тем, кто верит в розовых единорогов и прочие радости мира, очень подвижным и нетерпеливым людям

 

Дополнительные элементы (с чем лучше смотреть его фильмы):

Вода

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.