Дени Вильнёв снимает коммерчески успешное кино, которое не стыдно показать и в Каннском конкурсе. Он отлично справляется с маленькими драмами и большой фантастикой. Впереди у Вильнёва только одно непреодолённое испытание – блокбастер «Бегущий по лезвию 2049», который покажет, под силу ли режиссёру такие огромные проекты. Но это – дело недалёкого будущего, а пока ещё есть время узнать, что Вильнёв снимал раньше, в нашем традиционном гайде.Arrival (2016) Director Denis Villeneuve on setДени Вильнёв родился к Квебеке – достаточно благодатной для кино провинции Канады. Именно оттуда родом Ксавье Долан и обладатель единственного для Канады «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке – Дени Аркан. К слову, дебют Вильнёва «32 августа на Земле» явно вдохновлялся стилистикой Аркана. Но уже в «Водовороте», он же «Мальстрём», Вильнёв начинает искать своё видение.

Его поиски несколько подзатягиваются и свой следующий фильм «Политех» режиссёр выпускает аж через 9 лет. В нём уже есть почти всё, что нам нравится (или не нравится) у Вильнёва: вылизанная картинка, некоторая отстраненность, медленное развитие сюжета и немного социалки. Но «Политех» – это ещё альфа-бета версия того, что режиссёр может. Вильнёв реализует все свои наработки намного развёрнутее и интереснее в «Пожарах». С этого фильма режиссёр становится понятнее и ближе к зрителю, а вскорости окончательно укореняется в Голливуде.

Всё кино Вильнёва в первую очередь объединяет общее настроение, но визуально режиссёр постоянно находится в поиске. В этом плане его главное кредо – делать так, как лучше для фильма. В тоже время, Вильнёв любит работать с одними и теми же людьми, которые идеально реализуют его замыслы. Например, он очень долго работал с оператором Андре Тюрпеном, но уже с «Пленниц» пытается сотрудничать только с Роджером Дикинсом. За почти четыре года не получилось только раз – с фильмом «Прибытие».vilneuve_3

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

ПРИБЫТИЕ (2016)arrival_2

«Прибытие» – самый зрительский и коммерчески успешный фильм Дени Вильнёва. А ещё – первая экспансия на территорию научной фантастики. Теперь режиссёр там останется надолго: кроме «Бегущего по лезвию 2049» у него в далёких планах экранизация «Дюны». Очень амбициозная цель, если учитывать, что в своё время «Дюну» переносил на экран Дэвид Линч. Но Линчу тогда не дали снять фильм так, как он хотел, а вот Вильнёву вполне могут дать.

«Прибытие» тоже имеет литературную основу – это рассказ Теда Чана «История твоей жизни». По сюжету, по всей Земле появляется 12 объектов внеземного происхождения. Учёные-эксперты в исполнении Эми Адамс и Джереми Реннера идут устанавливать с ними контакт и выяснять, что они забыли на нашей планете. А заодно – изучают их язык. К слову, если вам интересно, как должно реагировать человечество на «Прибытие», посмотрите «Пришествие» (The Visit: An Alien Encounter) – документальный фильм, где специалисты из NASA и ООН моделируют ситуацию на основе своих инструкций.

Вильнёв раскидал все 12 кораблей по миру в абсолютно случайном порядке, кроме одного. Этот корабль он посадил над домом Роджера Дикинса, который не смог участвовать в съёмках из-за занятости. И как я уже говорил выше, начали они сотрудничать с «Пленниц».

ДЛЯ ПРОДВИНУТЫХ

ПЛЕННИЦЫ (2013)prisoners_2

С «Пленниц» начинается американский период Вильнёва и сотрудничество с его любимым оператором. И – композитором Йоханом Йоханнссоном. Как и с Дикинсом, тут есть исключения: музыку к «Бегущему по лезвию 2049» написал Ханс Циммер. Что не означает, что Вильнёв и Йоханнссон больше не будут работать вместе.

«Пленницы» – это мрачняковый детективный триллер в духе Дэвида Финчера. У Келлера Довера (Хью Джекман) и его соседей пропадают младшие дочери. Дело начинает расследовать детектив Локи (Джейк Джилленхол), который, по мнению Келлера, делает это недостаточно быстро и хорошо. Он крадёт одного из главных подозреваемых и запирает его в заброшенном доме, где пытает, в надежде у него выведать правду. Насилие, умноженное на неожиданные сюжетные твисты, Вильнёв практикует и в своём следующем фильме – «Убийца».

УБИЙЦА (2015)S_D043_10749.NEF

«Сикарио» (так называется фильм в оригинале) – это обозначение наёмного убийцы, который работает на наркокартели. Кто это можно посмотреть в документальном фильме Джанфранко Рози «Сикарио: комната 164» (El sicario: Room 164). Или же – в фильме Вильнёва, хотя сам Сикарио  исполнении Бенисио Дель Торо лишь один из основных персонажей.

«Убийца» рассказывает о войне американского правительства с наркомафией на границе с Мексикой. Эта история очень в ключе творчества сценариста-режиссёра Тейлора Шеридана, а в плане насилия наследует фильмы культового американца Сэма Пэкинпа. Но и Вильнёва тут более чем достаточно – над «Убийцей» работает его дрим тим, а тема беззакония в странах третьего мира волнует его ещё со времён «Пожаров».

ДЛЯ ПРОКАЧАННЫХ

ПОЖАРЫ (2010)pozharu

Недостаточно снимать хорошее кино, нужно, чтобы тебя ещё заметили. Именно таким фильмом для Вильнёва стал «Пожары», после которого он уже никогда не станет прежним. Во-первых, он расстаётся со своим оператором, который теперь снимает для Ксавье Долана. Во-вторых, чётко находит баланс между зрительским и фестивальным фильмом.

В Канаде умирает Навал Марван (Любна Азабаль). Она завещает своим детям Жанне (Мелисса Дезормо-Пулен) и Симону (Максим Годетт) отыскать их считавшегося погибшим отца и брата, о котором они не знали. Жанна отправляется на Ближний Восток и постепенно узнаёт всю жестокую правду. «Пожары» – очень качественное фестивальное кино, ассоциативно напоминающее «Вавилон» Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Ничего не предвещало, что следующим Вильнёв снимет медитативный и завораживающий «Враг».

ВРАГ (2013)Don't beat yourself up about it, Jake Gyllenhaal!

«Враг» – это уникальная возможность увидеть одновременно целых двух Джейков Джилленхолов в одном фильме. А заодно и повод поразмышлять на тему двойничества и супружеской измены.

Взяв за основу роман Жозе Сарамаго «Двойник», Вильнёв снимает медитативное и загадочное кино, с отсылками к Стэнли Кубрику, Дэвиду Линчу и прочим мастерам. Он достаточно сильно отходит от оригинального текста и даже меняет название. Вариант «Враг» сразу расставляет акценты и ценностные заряды у героев. Но ни в коем случае не объясняет появление пауков, которые ещё долго не дают покоя посмотревшим. Пауки – не самые странные живые существа у Дени Вильнёва. Раньше, в «Водовороте», он уже эксплуатировал норвежскую рыбу, которая была главным рассказчиком истории.

ДЛЯ ЯРЫХ

ВОДОВОРОТ (2000)Marie-Josee Croze stars as Bibiane in Maelstrom, screening as part of the Perspective Canada series at the 2000 Toronto International Film Festival.

«Водоворот» – это ничего себе такой арт-хаус. Повествование здесь ведётся от духа норвежской рыбы, которая рассказывает историю в то время, как её (или их – рыба не одна) разрезают на куски. Пожалуй, это главное, что стоит знать про «Водоворот» для принятия решения к его просмотру.

Но история, которую рассказывает рыба вполне простая и житейская. Бибиан (Мари-Жозе Кроз) прожигает свою жизнь. Однажды она сбивает пешехода и скрывается с места преступления. Вначале она боится, что её поймают, потом – чувствует вину. Из-за этого она не может жить как раньше и даже решается покончить с собой, но не очень удачно.

Не стоит ожидать от «Водоворота» гипероткровений – это всё ещё поиск себя, как и дебютная картина «32 августа на Земле». Но видно, что за прошедшие два года Вильнёв серьёзно вырос – отошёл от довлеющего над дебютом стиля Дени Аркана, упорядочил сюжет и немного наметил себя будущего. После, надо было только двигаться вперёд, что Вильнёв и сделал. Но вы это уже и так знаете.

Дени Вильнёв:

Дата рождения:

03 октября 1967 года

Страна производства фильмов:

Канада, США

Избранная фильмография:

32 августа на земле (Un 32 août sur terre) (1998)

Водоворот (Maelström) (2000)

Политех (Polytechnique) (2009)

Пожары (Incendies) (2010)

Враг (An Enemy) (2013)

Пленницы (Prisoners) (2013)

Убийца (Sicario) (2015)

Прибытие (Arrival) (2016)

Бегущий по лезвию 2049 (Blade Runner 2049) (2017)

Награды:

Каннский кинофестиваль

Номинация премия «Особый взгляд» («32 августа на земле»)

Номинация «Золотая пальмовая ветвь» («Убийца»)

Венецианский кинофестиваль

Future Film Festival Digital Award («Прибытие»)

Номинация «Золотой лев» («Прибытие»)

Оскар

Номинация «Лучший фильм на иностранном языке» («Пожары»)

Номинация «Лучший фильм» («Прибыте»)

Номинация «Лучшая режиссура» («Прибытие»)

Номинация «Лучший адаптированный сценарий» («Прибытие»)

Указания по безопасности и предупреждения (кому не стоит смотреть):

Слабонервным

Дополнительные элементы (с чем лучше смотреть его фильмы):

Хороший китайский чай или выдержанный виски с острова Айла

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.