Жизнь состоит из мелочей – и Джим Джармуш знает это лучше всех. Он создаёт стихи, глядя на коробок спичек, а банальная поездка в автобусе становится целой поэмой. Заваривайте кофе, Джим Джармуш новый герой нашего режиссёрского гайда.jarmush_2Джим Джармуш один из самых интересных и необычных американских режиссёров. При этом, долгое время, его фильмы имели больший успех в Европе, чем в Америке. Канны всегда охотно брали его кино, но скупились на награды: начиная с дебюта в 1984 году, Джармуш получил там целых три приза. Впрочем, титулованность никогда не влияла ни на зрительскую любовь, ни на культовый статус.

Изначально Джармуш совсем не думал о режиссуре: он изучал английскую литературу и мечтал стать писателем. Учёба закинула его в Париж, где он стал посещать местную Синематеку и навсегда влюбился в кино. Да так, что решил даже задержаться во Франции, ради чего нашёл работу по доставке картин из Галереи американского искусства.

Вернувшись в США, Джармуш поступил в киношколу, которую официально не закончил: он потратил оплату за обучение на съёмки своего первого фильма «Отпуск без конца». Параллельно он осваивал нью-йоркскую музыкальную андерграундную сцену. Например, пел и играл на клавишах в The Del-Byzanteens, а заодно и заводил знакомства.jarmush_4Музыка – одна из самых важных частей кино и жизни Джармуша. Он часто снимает в своих фильмах музыкантов, а иногда и фильмы про них. Режиссёр очень придирчиво относится к аудиальному фону своих картин и даже к нескольким сам написал саундтрек. Кстати, так родился проект Джармуша SQÜRL, подаривший гипнотический саунд «Выживут только любовники» и уже вполне неплохо существующий отдельно от его кино.

Не менее важна для Джармуша поэзия, вторая его непреходящая любовь. Автор мастерски находит её в повседневности, совсем как герой «Патерсона». Мелочи жизни, вроде спичек, кофе и сигарет путешествуют из одного его фильма в другой, создавая своеобразную поэтику Джармуша. Её дополняет движение, путь, который в обязательном порядке преодолевают почти все его персонажи, кроме героев «Кофе и сигарет».

Джармуш снимает множество роуд-муви, как и один из его учителей, Вим Вендерс. Его герои совершают эпохальные или незначительные путешествия, в которых познают жизнь, но почти никогда не достигают своих целей. В своих роуд-муви Джармуш следует традициям Нового Голливуда и продолжает населять американские дороги маргиналами, которым непросто найти своё место в этой жизни. А некоторым, как Уильяму Блейку из «Мертвеца» – и вовсе невозможно.

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

МЕРТВЕЦ (1995)

mertvec_1До «Мертвеца» Джармуш снимал фильмы, которые, состояли из нескольких историй, объединенных общим концептом. Критики и зрители уже начали считать, что это стиль Джармуша и очень удивились, когда оказалось, что это не так. Ещё больше они удивились, когда заметили, что в новом фильме режиссёра почти нет юмора и вообще, это довольно мрачняковая история.

Уильям Блейк (Джонни Депп) приезжает в город Машин, чтобы устроиться на работу бухгалтером. Уильяма туда не берут, а вскоре ему приписывают двойное убийство и отправляют по его следу охотников за головами. Убегая, Уильям попадает в лес, где встречает индейца по имени Никто, который решает помочь ему с честью переправиться в мир духов.

Джармуш заложил в «Мертвеца» огромное количество идей и смыслов. На периферии основного действия поднимаются темы экзистенциальности человека, насилия, оружия, поэзии, пересматривается американская история в том числе и кинематографическая и разрушаются каноны жанра вестерн. Вишенка на торте – многочисленные отсылки к творчеству Франца Кафки, Уильяма Блейка, Андрея Тарковского и других писателей и режиссёров.

Джармуш всегда любил и восхищался чужим творчеством. Но никогда так не показывал это до

ВЫЖИВУТ ТОЛЬКО ЛЮБОВНИКИ (2013)Only Lovers Left Alive

«Выживут только любовники» рассказывает историю любви двух вампиров Адама (Том Хиддлстон) и Евы (Тильда Суинтон) в современном мире. Джармуш противопоставляет вампиров, или творцов, зомби – обычным людям, не способным к созданию великих произведений. Через них режиссёр критикует современность, а заодно проводит тест зрителя на эрудицию.

Впечатляющая интеллектуальность фильма не засоряет главную тему – любовь. Вампиры Джармуша глубоко романтичны, способны на принятие и буквально вечные чувства. Сложно поверить, но это – первый фильм Джармуша про любовь. Почти за тридцать лет режиссёр никогда не делал отношения главной темой своих картин.

«Выживут только любовники» продолжают тему творчества, которую Джармуш начал «Пределами контроля» и завершил «Патерсоном».

ПАТЕРСОН (2016)

kinopoisk.ru«Патерсон» – самый поэтичный фильм Джима Джармуша. Режиссёр в очередной раз воспевает тихую повседневность и даже наглядно показывает как из неё произрастают великие произведения.

Главный герой, Патерсон (Адам Драйвер), пишет стихи и водит автобус в одноимённом городе. Дома его ждёт всегда полная идей жена (Гольшифте Фарахани) и бульдог Марвин. Вечерами Патерсон гуляет с собакой и отдыхает в местном баре. После – спит.

Патерсон живёт в постоянном цикле: все его дни похожи друг на друга, но всё же неуловимо отличаются. Иногда – стихами, иногда – событиями. Эти едва значимые отличия может уловить только настоящий поэт и Патерсон легко справляется с этим. Он пишет прекрасные стихи, на самом деле принадлежащие авторству Рона Паджетта, лауреата премии Уильяма Карлоса Уильямса. Того же Уильяма Карлоса Уильямса, который написал эпичную поэму «Патерсон», воспевающую одноименный город.

Джармуш удваивает и углубляет свою историю, то вводя шутки про двойников, то рифмуя события фильма между собой. Он превращает повторения в вариации, приём, так любимый им в начале творческого пути. Например, именно так выстроен «Кофе и сигареты».

ДЛЯ ПРОДВИНУТЫХ

КОФЕ И СИГАРЕТЫ (2003)

coffee_and_cigarettesДжим Джармуш снял первую новеллу из сборника «Кофе и сигареты» ещё в 1986 году. Тогда это была своеобразная шутка для шоу Saturday Night Live, но позже режиссёр втянулся и создал целых одиннадцать короткометражек. Все – в черно-белом цвете, объединены темой кофе и сигарет, и задаются вопросом о взаимопонимании людей.

В них говорят о чём угодно: про злого близнеца Элвиса Пресли, о вреде кофе и биографии Николы Теслы. Джармуш ничем не ограничивал своих актёров, большинство из которых играли под своими именами или даже сами себя. Состав тут впечатляющий: Роберто Бениньи, Стив Бушеми, Игги Поп, Том Уэйтс, Исаак де Банколе, Кейт Бланшетт, Джек Уайт и Мэг Уайт, Стив Куган, GZA и RZA, Билл Мюррей и это ещё далеко не все.

Кофе и сигареты – это своеобразная остановка, повод никуда не спешить. Пожалуй, это единственный фильм Джармуша, где герои не отправляются в путь. В отличие от его самого зрительского фильма

СЛОМАННЫЕ ЦВЕТЫ (2005)

slomannue_cvetuДон Джонстон (Билл Мюррей) получает анонимное письмо от одной из своих бывших. В нём говорится, что 19 лет назад у него родился сын, который отправился на его поиски. Письмо попадает на глаза его соседу Уинстону (Джеффри Райт), который помешан на детективных историях. Он проводит экспертизу послания, составляет список из целых пяти былых интриг Дона и планирует его дальнейшую поездку. Вооружившись диском с эфиопским джазом, Дон отправляется в путь.

Джармуш строит «Сломанные цветы» по законам детектива, но детектива в корне неправильного. Всю сыскную деятельность проводит сосед главного героя Уинстон, а сам Дон за время своих поездок так и не добирается до разгадки главной тайны. Она же меньше всего интересует и режиссёра, которому важнее изменения главного героя. И, следуя давней традиции историй про Дон Жуана, его наказание.

За «Сломанные цветы» Джармуш получил Гран-при Каннского кинофестиваля – свою самую серьёзную награду эвер. Тогда же критики начали писать, что Джармуш уже не тот и ударился в мейнстрим. Но когда вышел «Пределы контроля» они поняли, насколько глубоко ошибались.

ДЛЯ ПРОКАЧАННЫХ

ПРЕДЕЛЫ КОНТРОЛЯ (2008)

THE LIMITS OF CONTROLПосле достаточно сюжетных и легковесных «Сломанных цветов», Джармуш снимает свой самый абстрактный фильм. «Пределы контроля» – первая лента, в которой автор пристально изучает творческий процесс. По сути, режиссёр в символической форме показывает путь от зарождения замысла/намерения до его реализации.

Одиночка (Исаак Де Банколе) путешествует по Испании и получает от незнакомцев загадочные указания к своей не менее таинственной миссии. Они постоянно сообщают герою абстрактные истины, вроде: «Используй воображение», «Всё субъективно» and so on. И – говорят о том, что их больше всего волнует – искусстве.

Каждый собеседник Одиночки символизирует форму человеческой мысли: музыку, кино, науку и живопись. Джармуш отказывает им в предысториях и сводит их к чистой функциональности. Они существуют только здесь и сейчас, а исчезнув с поля зрения растворяются в реальности. Также происходит и с произведениями искусства, которые будучи восприняты остаются в нашей памяти неким впечатлением. А иногда – загадкой с туманной подсказкой «Используй воображение».

Джим Джармуш:

Дата рождения:

22 января 1953 года

Страна производства фильмов:

США

Избранная фильмография:

Отпуск без конца (Permanent Vacation) (1980)

Более странно, чем в раю (Stranger Than Paradise) (1984)

Вне закона (Down By Law) (1986)

Таинственный поезд (Mystery Train) (1989)

Ночь на Земле (Night on Earth) (1991)

Мертвец (Dead Man) (1995)

Год лошади (Year of the Horse: Neil Young and Crazy Horse Live) (1997)

Пёс-призрак: путь самурая (Ghost Dog: The Way of the Samurai) (1999)

Кофе и сигареты (Coffee and Cigarettes) (2003)

Сломанные цветы (Broken Flowers) (2005)

Пределы контроля (The Limits of Control) (2008)

Выживут только любовники (Only Lovers Left Alive) (2013)

Gimme Danger. История Игги и The Stooges (Gimme Danger) (2016)

Патерсон (Paterson) (2016)

Награды:

Каннский кинофестиваль

Золотая камера («Более странно, чем в раю»)

Золотая пальмовая ветвь за лучшую короткометражную ленту («Кофе и сигареты: Где-то в Калифорнии»)

Гран-при («Сломанные цветы»)

Номинация «Золотая пальмовая ветвь» («Вне закона»)

Номинация «Золотая пальмовая ветвь» («Таинственный поезд»)

Номинация «Золотая пальмовая ветвь» («Мертвец»)

Номинация «Золотая пальмовая ветвь» («Пёс-призрак: Путь самурая»)

Номинация «Золотая пальмовая ветвь» («Выживут только любовники»)

Номинация «Золотая пальмовая ветвь» («Патерсон»)

 Кинофестиваль «Санденс»

Специальный приз жюри («Более странно, чем в раю»)

Указания по безопасности и предупреждения (кому не стоит смотреть):

Музыкальным ангедонистам и фанатам экшен-фильмов

Дополнительные элементы (с чем лучше смотреть его фильмы):

Кофе и сигареты

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.