Даррен Аронофски снял «Реквием по мечте», «Фонтан» и «Чёрный лебедь», а совсем скоро в прокат выйдет его новый фильм «мама!». Разбираемся, что объединяет эти непохожие работы в нашем новом гайде важными режиссёрами кино.aronofsky_2Даррен Аронофски впервые пробует себя в режиссуре ещё в университете. Перед тем как выпуститься из Гарварда он создаёт курсач «Чистка супермаркета», а чуть позже короткометражку «Печенье с предсказанием». Это всё 1991 год и от первого полного метра Даррена отделяет ещё целых 7 лет.

А вот уже в 1998 году Аронофски выпускает «Пи» и тут же получает лучшего режиссёра на «Санденсе». Самое удивительное – ещё и зарабатывает. Примерно в 50 раз больше вложенных денег. Это становится хорошей приметой: из шести фильмов режиссёра провалился только «Фонтан», а как будет с «мамой!» мы узнаем чуть позже.

Впрочем, коммерческий успех не помогает Аронофски собирать бюджеты на свои следующие работы, так что это скорее просто приятный бонус. Странная история у него и с критикой: она почти всегда разгромная. Сложно даже представить, что именно так бесит рецензентов, причём в каждом фильме.

В принципе, Аронофски не сильно обращает внимание на отзывы и продолжает делать своё кино. Оно – всегда эмоциональное и завязанное на истории. Аронофски чётко убеждён, что фильм должен быть в первую очередь развлекательным. И под этим покровом, аки троянский конь, проносит скрытые ценности и философию. Такой подход даёт ему возможность снимать очень разноплановое кино: как сюжетно, так и визуально.aronofsky_1Собственно, как таковой стиль Аронофски-режиссёра сложно формулируем: очень уж непохожие фильмы он делает. Сам автор объясняет это сменой команды, что, по сути, не объясняет ничего. Но есть кое-что, чему режиссёр остаётся верным из фильма в фильма – это тема самоубийственного фанатизма человека в достижении своей цели. Неважно, что это: число объясняющее устройство Вселенной, наркомания, поединок чести или выполнение воли Господа Бога – будьте уверены, герои Аронофски сделают всё, чтобы угнаться за своим «Моби Диком». Чего бы им это не стоило и как бы на это не реагировали их близкие.

Пожалуй, именно поэтому Аронофски так увлекла история Ноя. Но полюбили мы его совсем не за неё.

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

ФОНТАН (2006)

«Фонтан» – это рубежный фильм Аронофски, после которого он стал снимать иначе. Во-первых, «Фонтан» не был до конца понят. Во-вторых, он был слишком сложный. В-третьих, это первая попытка режиссёра поработать с большим бюджетом. А ещё – первая экспансия в мир спецэффектов. Позже, это всё пригодится ему при производстве «Ноя». А пока Аронофски только снял «Реквием по мечте» и находится в отличной режиссёрской форме. Ему стукнуло тридцать и он задумался о смерти, а заодно решил этих мыслей подкинуть и зрителям.

So, Аронофски собрал 70 миллионов долларов, Брэда Питта и Кейт Бланшетт и почти приступил к съёмкам, но – рассорился с Питтом. Это отложило фильм на два года и ровно в столько раз урезало бюджет. А заодно поменялся и актёрский состав: роли исполнили Хью Джекман и невеста Аронофски Рэйчел Вайз.The Fountain HD images«Фонтан» – это история принятия смерти как одного из феноменов жизни. По сюжету, у Иззи Крео (Рэйчел Вайз) прогрессирует опухоль головного мозга. Её муж-онколог Том (Хью Джекман) пытается найти лекарство, уделяя этому всё своё время. Но это лишь одна из линий сюжета: ещё одна – это содержимое книги Иззи, которую она просит Тома дописать. В этой истории Хью Джекман воплощает конкистадора, который ищет Древо жизни. Этим же он занимается в третьей ветке сюжета – своих снах.

Усложнённая структура построенная на символизме и метафорах не понравилась массовому зрителю – как я уже писал выше, «Фонтан» провалился в прокате, а критики просто разорвали его. Но через некоторое время фильм обрёл статус культового, впрочем, как и все работы Аронофски. Сложно выделить, какая из них больше на слуху, но, пожалуй, самой узнаваемой среди них – «Реквием по мечте».

РЕСТЛЕР (2008)

Даррен Аронофски придумал замысел «Рестлера» ещё в 90-х. Но, начни он его снимать тогда, у него не оказалось бы главного козыря – Микки Рурка. Хотя на этапе поиска денег это было самое слабое место фильма. Аронофски даже предлагали снять вместо Рурка Николаса Кейджа. И какая же удача, что он не послушал этих людей.

Рэнди (Баран) Робинсон, он же Робин Рамзински – стареющий рестлер, который сражается за гроши и пожинает остатки былой славы. Но вскоре у него обнаруживаются проблемы с сердцем, которые делают бои невозможными. Вынуждаемый обстоятельствами, он пытается найти своё место вне ринга, а заодно наладить личную жизнь и помириться с дочерью.wrestlerИстория Рэнди (Барана) Робинсона очень напоминает биографию самого Микки. Неудивительно: актёр переписал реплики своего героя и добавил в сценарий немало личного опыта. Этим во всю пользуется Аранофски, который делает акцент на истории, а не на картинке. В «Рестлере» не найти буйство «Фонтана» или экспериментальности его ранних работ – ничего, что отвлекало бы от драмы.

Подобную тактику он выберет и для рассказа своей самой успешной и интересной истории – «Чёрного лебедя».

ЧЁРНЫЙ ЛЕБЕДЬ (2010)

«Чёрный лебедь» – ещё одна ода одержимости от Аронофски. В этот раз жертвой своей страсти становится балерина в исполнении Натали Портман.

По сюжету балетная труппа Линкольн-центра планирует постановку «Лебединого озера». На главную роль претендует в том числе и Нина Сайерс (Натали Портман) – подающая надежды молодая балерина. Французский хореограф Тома Леруа (Венсан Кассель) видит в ней большой потенциал, но пока недостаточную раскованность для чёрного лебедя. Он всё равно даёт Нине главную роль в надежде, что она раскроется к премьере. Но радость Нины омрачают начинающиеся галлюцинации и странные метаморфозы её тела.4ernuj_lebedВ «Чёрном лебеде» реализовано первое правило Бойцовского клуба Даррена Аронофски: кино должно развлекать. На первый план тут выводится история, которая достаточно интересна, чтобы не отпускать зрителя до самого конца. В то же время, как и в «Рестлере», она линейна и лишена сложных повестовательных элементов, что не мешает её забить идеями из лакановского психоанализа, а также легко намекнуть на предшественников вроде «Суспирии» Дарио Ардженто или квартирной трилогии Романа Полански.

Эту же линию Аронофски продолжает и в своём самом богатом и эпичном фильме – «Ное».

ДЛЯ ПРОКАЧАННЫХ

НОЙ (2014)

История Ноя в экранизации Аронофски вполне может быть метафорой его творческого пути: Ной вопреки всем исполняет высшую волю (читай «снимает фильм»), вокруг него куча злых людей, которые не понимают что он делает, но хотят присоединиться к нему, когда уже всё будет готово (читай «продюсеры»). К тому же в ковчеге собирается каждой твари по паре (тут можно вспомнить разножанровость творчества Аронофски), а строить его помогают известные актёры, без которых, конечно, ничего бы не получилось.

Но и без этих параллелей «Ной» – работа жизни Аронофски. Он создаёт идеальный развлекательный продукт, наполненный авторским содержанием. В «Ное» присутствуют все близкие режиссёру темы, а философия подаётся максимально ненавязчиво. Хотя, не без некоторых вещей, которые могут удивить.nojНапример, несколько смущают каменные ангелы или суровые махачи, о которых в Ветхом завете ни слова. Если не говорится, не значит, что их нет – как-то так видит это Даррен. Заодно и фантазирует на тему того, каким был мир до Потопа. В его версии – очень непохожим на наш современный, чуть ли не Средиземьем. Впрочем, отношение человека к природным благам там то же, что и сейчас.

Кажется странным, что Аронофски было непросто найти денег для столь успешного проекта. Для того, чтобы убедить продюсеров запустить «Ноя» в работу, режиссёру пришлось создать комикс, где он наглядно показал, что и как будет в фильме. Впрочем, потом он же и лёг в основу сценария.

Проблемы с бюджетами у Аронофски начались ещё в самом начале его творческого пути, когда он собирал по друзьям и родственникам деньги для своего дебюта – «Пи».

ДЛЯ ЯРЫХ

ПИ (1998)

С точки зрения всех остальных фильмов Аранофски, «Пи» – это дичайший артхаус. Фильм чёрно-белый, он поднимает неблизкие широкому зрителю темы, а заодно и всячески противится лёгкости восприятия. Но при этом – чертовски увлекает.

«Пи» рассказывает про одарённого учёного Макса Коэна, который с помощью каббалы и математики пытается найти число, объясняющее всё устройство Вселенной. Но это знание интересует не только его, и вскоре за героям начинают охотиться агенты с Уолл Стрит и хасиды, каждый преследуя свои цели.pi«Пи» – не только дебют Аронофски, но и исток всех его работ. Тут уже есть предпосылки атмосферы «Чёрного лебедя» и «мама!», самоубийственное движение к цели в духе «Рестлера» и, как ни странно, развлекательность последующих лент. Работа в рамках микро-бюджета (всего 68 тысяч) научила Аронофски обязательной скромности, которая ещё не раз ему пригодится. Но вместе с тем и дала ложную надежду, что сложные сюжетные конструкции могут легко восприниматься зрителями.

Что ж, Даррен быстро осознал свою ошибку и перестал с этим играться. Заодно сделал простые повествовательные структуры частью своего стиля. Хорошо это или плохо, вы можете решить для себя пересмотрев «Фонтан», но упрямые факты в виде кассовых сборов говорят о том, что это было верным решением. А с ними в Голливуде не спорят.

Даррен Аронофски:

Дата рождения:

12 февраля 1969 года

Страна производства фильмов:

США

Избранная фильмография:

Пи (Pi) (1998)

Реквием по мечте (Requiem for a Dream) (2000)

Фонтан (The Fountain) (2006)

Рестлер (The Wrestler) (2008)

Чёрный лебедь (Black Swan) (2010)

Ной (Noah) (2014)

мама! (mother!) (2017)

Награды:

Венецианский кинофестиваль

Золотой лев («Рестлер»)

Номинация «Золотой лев» («Фонтан»)

Номинация «Золотой лев» («Чёрный лебедь»)

Номинация «Золотой лев» («мама!»)

Кинофестиваль «Санденс»

Лучшая режиссура драматического фильма («Пи»)

Номинация «Большой приз жюри» («Пи»)

Оскар

Номинация «Лучший фильм» («Чёрный лебедь»)

Номинация «Лучшая режиссура» («Чёрный лебедь»)

Золотой Глобус

Номинация «Лучший фильм – драма» («Чёрный лебедь»)

Номинация «Лучшая режиссёр» («Чёрный лебедь»)

Указания по безопасности и предупреждения (кому не стоит смотреть):

Параноикам, кинокритикам, безжалостным и чёрствым людям

Дополнительные элементы (с чем лучше смотреть его фильмы):

В зависимости от фильма – напитки категории амаро, водка или зелёный чай.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.