Для кого сегодня существует театральное искусство, какая его цель и почему он до сих пор жив – рассказывает потомок театральной династии Слава Жыла, художественный руководитель Театра «Актер», продюсер RBGroup.

Rehersal

Фото с репетиции спектакля «Бойцовский клуб»

 Считается, что по сравнению с 80-мы и 90-ми сегодня не театральное время? Как думаете, почему? Согласны ли вы с таким утверждением?

 Я не согласен с этим. Думаю, что в 90-е ушло очень много людей из театральной профессии. Мне кажется, в те годы зрители и страна в целом не поддерживали театр так, как сейчас. Тогда был развал СССР, всем было тяжело. И это «тяжело» было длительное время.

 Современный театральный зритель. Опишите его портрет.

 Это молодые люди от 20 до 40 лет с одним-двумя высшим образованиями. У кого-то оно может отсутствовать, потому что он чего-то уже достиг и без диплома. Это люди со вкусом, которые стильно одеваются, правильно питаются, ведут активный образ жизни. Современный зритель хочет быть модным и интеллектуально развитым.

 Что смотрит этот зритель, которого вы описали?

 Современную драматургию и современный активный театр. Например, Театр «Золотые ворота», Молодой Театр (прим. ред. – Киевский академический Молодой театр).

 То есть, скорее альтернативный театр?

 Мне кажется, театр всегда должен быть альтернативным. Театр — это всегда эксперимент.

Rehersal 2

Фото с репетиции спектакля «Бойцовский клуб»

 А какие театры Киева на сегодняшний день самые прогрессивные или посещаемые?

 Здесь нужно учитывать размеры залов. Сейчас в Киеве практически нет театров с пустыми залами. Я думаю, что есть непопулярные спектакли, но не театры. Второй момент — у театра продукт сезонный. Зритель активно ходит в театр осенью, зимой и весной. Я бываю в разных театрах. Видел большинство спектаклей в Театре «Золотые ворота», в Молодом театре, был в Украинском малом драматическом театре. На каких-то спектаклях я был в Сузирье (прим. ред. – Київська театральна майстерня «Сузір‘я»), в театре Франко. Мне кажется, зритель мигрирует из одного театра в другой. Например, полные залы собирает и Театр Русской драмы имени Леси Украинки, и Театр на Левом берегу Днепра.

 В репертуаре Театра «Актер» в основном комедии. Планируете ли разбавлять репертуар другими жанрами?

 Комедий чуть больше, но я не могу сказать, что их основная часть. Я бы с удовольствием ставил только комедии, но тогда мы уйдем в чистую коммерцию от театра, который учит.

 Какая цель театра сегодня? Почему, по-вашему, он до сих пор существует?

 Потому что он образовывает и просвещает. Туда можно прийти за катарсисом. Я хожу в театр, чтобы найти ответы на свои внутренние вопросы. Такое волшебство, можно сказать. Я не хожу в театр за развлечением.

 Как актеру-новичку с университетской скамьи попасть на профессиональную сцену? Возможно ли это?

 Да, конечно, у нас (прим. ред. – в Театре «Актер») так произошло. Недавно по конкурсу к нам попали трое студентов. Кроме них мы увидели еще несколько молодых хороших ребят, которым предложили роли в антрепризных спектаклях. Мне кажется, что в этом вопросе все адекватно, такая формула работает. В этом и есть суть сегодняшней театральной реформы.

 Так сложилось, что в украинских театрах существуют театральные династии. Как вы считаете, влияют ли родственные связи на конкуренцию между актерами?

 Во-первых, всех может рассудить зритель, потому что за театр голосуют ногами. А во-вторых, если, например, у Анатолия Хостикоева (прим. ред. – украинский актер, народный артист Украины) талантливые дети, то почему они не могут играть?

Наверное, благодаря этой истории с родственными связями и мне удалось создать себя. Когда я приехал в Киев, я долгое время представлялся как сын своего папы (прим. ред. –  Вячеслав Жыла – режиссер, актер, заслуженный деятель искусств Украины). Это дало мне дорогу. Сейчас же я имею свое имя и развиваю теперь уже бренд «Слава Жыла».

Rehersal 3

Фото с репетиции спектакля «Бойцовский клуб»

 Не хотели бы попробовать себя в актерском мастерстве?

 Я мечтал об этом в детстве. Но мне с малых лет всегда говорили, что у меня плохо с чувством ритма, с речью, что это не мое – и отговорили. И прекрасно, что отговорили.

Нет, попробовать, конечно, хочется много всего, и режиссуру в том числе. Но до этого пока не доходят руки. Потому что государственный театр оказался чуть сложнее, чем я предполагал. Поэтому я пытаюсь сейчас наладить работу в Театре «Актер» – формирую новый репертуар, постоянные переговоры с режиссерами и драматургами, мы делаем ремонт в зале, меняем расстановку кресел, делая все для комфорта зрителя.

 Повлиял ли конфликт России с Украиной на театр, в особенности на антрепризные спектакли?

 Да, конечно. Конфликт России с Украиной повлиял сильно, потому что российские антрепризы перестали к нам ездить. Сейчас снова ездят, но не так активно, как раньше. Благодаря этому появились звезды украинского театра на сцене, то есть началось естественное производство. Это круто – появилась конкуренция и хорошие спектакли. В Украине стали больше ставить на украинском языке. Например, Театр «Актер» был раньше русскоязычным, а сейчас он будет играть спектакли на двух языках, а в перспективе и на английском.

 Приезжают ли к нам заграничные спектакли?

 Да. Много. Не так давно приезжал немецкий театр со спектаклем Стаса Жиркова (прим. ред. – художественный руководитель Театра «Золотые ворота»). Были заграничные проекты в оперном театре, в оперетте. К нам в Театр «Актер» приедет польская труппа 22 октября.

 Кроме заморских гостей, чем будете радовать зрителя в 2017/18 театральном сезоне?

 Будет 4 новых спектакля: «Двое на качелях», «Здрастуйте, я ваша тітонька», «Медведь и Предложение» и «Бійцівський клуб».

 Если говорить про развитие украинского театра, чего ему сегодня не хватает, какие проблемы тревожат?

 Финансирование, помещение, отсутствие законодательства о меценатстве. Наверное, мы переживаем сложный этап с формированием защиты тех же авторских прав, потому что где-то их придерживаются, а где-то нет.

Rehersal 4

Фото с репетиции спектакля «Бойцовский клуб»

 На пороге digital-мир. Что театру нужно изменить, чтобы соперничать с супер-технологиями в сфере развлечений?

 Просто быть современным. Театр никуда не денется. Как был интересен живой человек на сцене, так он и будет интересен всегда. Другой вопрос предлагаемых обстоятельств – это будет Гамлет из Facebook или Гамлет из 17 века? Может, вообще это будет Гамлет до нашей эры или из марсиан – все зависит от режиссера.

 Отличается ли театральный зритель в разных городах Украины?

 Есть театральные города, а есть нетеатральные. Одесса – театральный город, Львов –театральный город, Харьков, Днепропетровск тоже. Чернигов – менее театральный город. Там есть очень хороший театр, талантливый худрук и режиссер Андрей Бакиров, но жители не слишком активные театралы, как мне показалось. Полтава, по-моему, перенасыщена своим местным театром. В Черкассах, как мы знаем, театр сгорел. В Винницу нас постоянно приглашают на дни города и другие праздники.

 Что лично для вас театр – работа, хобби или нечто большее? Как долго вы собираетесь оставаться в театральной среде?

 Я родился в театре за кулисами, я бы так это назвал. И это моя среда обитания, мой кислород, энергия, благодаря которой я живу. Я всегда в театре и не представляю себя не в нем. И это уже не хобби и не профессия –  это мой образ жизни.

Дружить со Славой

Фото: Андрей Охримец

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.