Стивен Содерберг – самый молодой обладатель «Золотой пальмовой ветви» и один из лучших режиссёров Голливуда. Он отлично справляется с любым жанром и не теряет хватку с годами, чему очередное подтверждение – «Удача Логана» с Адамом Драйвером и Ченнингом Татумом. И самом собой, он новый герой нашего гайда по важным режиссёрами кино.66ème Festival de Venise (Mostra)Содерберг дебютирует в 26 лет фильмом «Секс, ложь и видео» и сразу получает «Золотую пальмовую ветвь». Заодно собирает сто миллионов долларов при бюджете около миллиона. Теперь он самый молодой обладатель ветви и коммерчески успешный автор. So – киновундеркинд, от которого ждут новых откровений.

Сам Содерберг, кажется, не в курсе, что ему с этим всем делать. Он снимает несколько фильмов, которые с треском проваливаются. Его слова при вручении ветви: «Отныне мой путь пойдет под уклон» больше не выглядят шуткой. Финалом этих почти 7 лет становится «Шизополис» – буквально самое авторское высказывание режиссёра (Содерберг его срежиссировал, написал сценарий, смонтировал, выступил оператором, написал музыку и сыграл главную роль) и одновременно самый незрительский фильм в мире.

«Шизополис» становится своеобразным прощанием с авторским кино. Содерберг больше не бунтует против студийной системы и снимает в её рамках. Он делает жанровое кино по самым классическим рецептам, как будто вымарывая из него собственное видение… что становится его новым стилем. Теперь Содерберг снимает так – делает фильм быстро, пока не потерял к нему интерес.Director STEVEN SODERBERGH on the set of Warner Bros. PicturesÕ dramatic comedy ÒMAGIC MIKE,Ó a Warner Bros. Pictures release. Photo by Claudette BariusПервая ласточка – «Вне поля зрения». Это криминальная мелодрама с элементами комедии. Фильм сразу понравился зрителям и критикам, а заодно и запустил цепочку криминальных работ режиссёра: «Англичанин», «Траффик», «Одиннадцать друзей Оушена» и так далее. И хотя Содерберг очень любит такого рода фильмы (чему подтверджение и его первая работа, после временного ухода из кино – криминальная комедия «Удача Логана»), он не останавливается на одном жанре, постоянно пробуя себя в новых.

Даже играя по правилам, Содерберг их постоянно нарушает: например, нередко сам монтирует и снимает свои фильмы. Для этого он использует псевдонимы Питер Эндрюс (оператор) и Мэри Энн Бернард (монтажёр). Соль в том, что Гильдия сценаристов запрещает автору сценария быть также оператором или монтажёром. Но используя псевдонимы, Содерберг обходит запрет. Хотя, очевидно, что ему это просто спускают с рук.

Не только Гильдия сценаристов смотрит на его выходки сквозь пальцы – также поступают и продюсеры. Пожалуй, никто из мейнстримных режиссёров не позволял себе столько экспериментов, сколько провернул за почти 29 лет Содерберг. Например, он один из первых перешел с плёнки на цифру, осваивал новаторские формы дистрибуции, а совсем недавно затестировал новую модель сбора бюджета и заработка для «Удачи Логана». Американские критики уже пишут, что если у него всё с этим получится, то мир кино никогда не станет прежним. Скоро увидим так ли это.

Но и без этого у Содерберга немало успехов. Один из самых значимых – ремейк «Одиннадцать друзей Оушена».

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

ОДИННАДЦАТЬ ДРУЗЕЙ ОУШЕНА (2001)11_druzej_oceans_3Про «Одиннадцать друзей Оушена» слышишь ещё до того, как выясняешь, кто такой этот Стивен Содерберг. Обилие знаменитых имён вроде Джорджа Клуни, Брэда Питта, Мэтта Дэймона и Джулии Робертс обязывали программных директоров украинских телеканалов показывать этот фильм снова и снова. Возникает странный парадокс: почти все фильм видели, но толком не помнят, хорош он или плох.

На самом деле история дерзкого ограбления самого неприступного хранилища просто обязана покорить сердца зрителей. Тут и преодоление трудностей, и немного любви, и доля юмора. А для самых внимательных – стилистика раннего Стивена Содерберга с обилием музыки и сложных визуальных решений. Позже режиссёр основательно подчистит музыкальный фон своих фильмов. А заодно и заставит актёров меньше играть.

Например, как в своей работе – «Побочный эффект».

ДЛЯ ПРОКАЧАННЫХ

СЕКС, ЛОЖЬ И ВИДЕО (1989)

«Секс, ложь и видео» – одно из лучших творений Стивена Содерберга. Фильм очень повлиял на всю индустрию независимого кино, показав, что оно может приносить деньги. И более того – затребовано зрителям. Что в конце восьмидесятых было неочевидно: американские независимые тогда снимали отличные фильмы, но в основном для своих. Счастливые дни ещё были впереди.sex_lozh_i_video_2Содерберг рассказал достаточно простую историю про обычных людей. Главный герой, Грэм Далтон (Джеймс Спейдер), не выносит близости. Он вежлив, приятен, готов выслушать любого и угостить его холодным чаем, а лучше – заснять его откровение. Но не сблизиться.

Такое переосмысление сексуальности было как нельзя кстати в период отхода от сексуальной революции, появления яппи, кабельного телевидения, СПИДа и прочих благ цивилизации. Сегодня фокус сместился с актуальности «Секс, ложь и видео» к его художественным достоинствам. Это редкое выражение Содерберга как автора, ведь вскорости он совсем отойдёт от этой концепции. Но перед этим он снимет «Шизополис» – особое удовольствие.

ДЛЯ ЯРЫХ

ШИЗОПОЛИС (1996)shiz_1«Шизополис» – самое авторское кино Стивена Содерберга в худшем или лучшем значении этого слова. В самом начале фильма режиссёр лично обращается к зрителю, где возлагает на него вину за непонимание странных сцен. В общем, делает он это абсолютно не зря: его герои внезапно начинают говорить по-японски (как в диалогах Джейка с Леди Ливнерог в Adventure Times) или бегают голыми по газону – и это, пожалуй, лучшее, что вы можете увидеть в этом фильме. Или – в своей жизни, если верить предисловию.

АНГЛИЧАНИН (1999)angli4anin_3После «Вне поля зрения» Содерберг выпустил свой самый недооценённый фильм – криминальную драму «Англичанин». Главный герой, тот самый англичанин (Теренс Стамп) пытается выяснить обстоятельства смерти своей дочери. Он продвигается по абсолютно линейному и предсказуемому сюжету, который спасает нестандартная подача. Содерберг тогда активно игрался с монтажом и постоянно вклинивал в действие флешбеки, альтернативные варианты развития событий или небольшие откаты назад во времени. Даже немного жалко, что в других работах он перестал делать подобные вещи.

СОЛЯРИС (2002)

Снимать «Солярис» после Тарковского – очень смелое решение. Но Стивен Содерберг знает толк в таких делах: например, в свободное время он перемонтировал «Космическую Одиссею: 2001» Стэнли Кубрика и даже сократил её на полчаса. А до этого, в «Англичанине» вставил в качестве флешбека кадры из фильма Кена Лоуча.solaris_1При этом Содерберг не то, чтобы не признаёт авторитеты. Во всей этой истории его интересует только возможность поработать с новым для него жанром. И то, что до него этот материал экранизировал такой мощный режиссёр как Тарковский, пожалуй, лишь досадное совпадение. Впрочем, Станиславу Лему не понравился ни один из этих вариантов.

СУПЕР МАЙК (2012)super_mike_4Вознамерившись уйти из кино, Содерберг уже не отказывал себе ни в чём. В частности, он снимает «Супер Майк» – очень странную романтическую комедию про стриптизёров. Но в голове он явно держит «Шоугёлз» Пола Верховена – когда-то высмеянный и оплёванный, а ныне культовый фильм. Содерберг разбирает и заново собирает его: он меняет женский состав на мужской, пишет новую историю и заставляет Мэттью Макконахи делать ЭТО. А заодно воплощает давнюю мечту Ченнинга Татума сыграть в кино о его опыте в мужском стриптизе.

БОЛЬНИЦА НИКЕРБОКЕР (2014)

Стивен Содерберг снял целых два эпизода для своего первого сериала «Падшие ангелы» ещё в 1993 году. Сериал пережил два сезона и умер. Позже, через десять лет Содерберг сделает ещё одну попытку снимать сериалы. И снова не самую удачную: K Street выдержит всего один сезон. Но уйдя из кино, режиссёр тут же подался во все тяжкие – вначале снял целый телефильм «За канделябрами», а вскорости выпустил первый сезон «Больницы Никербокер».nikerboker_5Сериал повествует о жизни Джона Тэккери (Клайв Оуэн) и персонала одноименной больницы на рубеже двадцатого века: когда медицина на пятьдесят процентов состояла из удачи и чудес, а на пятьдесят – из очень приблизительных научных знаний.

Содерберг в очередной раз разбирает жанр и складывает из него своё творение. Он берёт приметы времени, противоречивых персонажей, реалистичную физиологичность и создаваёт из них один из самых атмосферных сериалов последнего времени. При этом – недостаточно коммерческий, чтобы быть продлённым дальше второго сезона и достаточно хороший, чтобы мы заскучали за фильмами Содерберга.

Стивен Содерберг:

 Дата рождения:

14 января 1963 года

Страна производства фильмов:

Америка

Избранная фильмография:

Секс, ложь и видео (Sex, Lies, and Videotape) (1989)

Кафка (Kafka) (1991)

Царь Горы (King of the Hill) (1993)

Анатомия Грэя (Gray’s Anatomy) (1996)

Шизополис (Schizopolis) (1996)

Вне поля зрения (Out of Sight) (1998)

Англичанин (The Limey) (1999)

Эрин Брокович (Erin Brockovich) (2000)

Траффик (Traffic) (2000)

Одиннадцать друзей Оушена (Ocean’s Eleven) (2001)

Солярис (Solaris) (2002)

Двенадцать друзей Оушена (Ocean’s Twelve) (2004)

Хороший немец (The Good German) (2006)

Тринадцать друзей Оушена (Ocean’s Thirteen) (2007)

Че: Партизан + Че: Часть первая (Che) (2009)

Заражение (Contagion) (2011)

Супер Майк (Magic Mike) (2012)

За канделябрами (Behind the Candelabra) (2013)

Побочный эффект (Side Effects) (2013)

Больница Никербокер (The Knick) (2014)

Удача Логана (Logan Lucky) (2017)

Награды:

Каннский кинофестиваль

«Золотая пальмовая ветвь» («Секс, ложь и видео»)

Приз ФИПРЕССИ («Секс, ложь и видео»)

Номинация «Золотая пальмовая ветвь» («Царь горы»)

Номинация «Золотая пальмовая ветвь» («Че»)

Берлинский кинофестиваль

Номинация «Золотой медведь» («Хороший немец»)

Номинация «Золотой медведь» («Побочный эффект»)

Кинофестиваль «Санденс»

Приз зрительских симпатий («Секс, ложь и видео»)

Оскар

«Лучшая режиссура» («Траффик»)

«Лучший адаптированный сценарий» («Траффик»)

Номинация «Лучший оригинальный сценарий» («Секс, ложь и видео»)

Номинация «Лучший адаптированный сценарий» («Вне поля зрения»)

Номинация «Лучший оригинальный сценарий» («Эрин Брокович»)

Номинация «Лучший фильм» («Эрин Брокович»)

Номинация «Лучшая режиссура» («Эрин Брокович»)

Номинация «Лучший фильм» («Траффик»)

Золотой Глобус

«Лучший сценарий» («Траффик»)

«Лучший мини-сериал или телефильм» («За канделябрами»)

Номинация «Лучший сценарий» («Секс, ложь и видео»)

Номинация «Лучшая режиссёр» («Эрин Брокович»)

Номинация «Лучший фильм – драма» («Эрин Брокович»)

Номинация «Лучшая режиссёр» («Траффик»)

Номинация «Лучший фильм – драма» («Траффик»)

Указания по безопасности и предупреждения (кому не стоит смотреть):

Снобам и ненавистникам голливудского кино

Дополнительные элементы (с чем лучше смотреть его фильмы):

бурбон

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.