Об украинском и заграничном fashion-образовании, о том, почему молодым дизайнерам нужно участвовать в конкурсах, о новой коллекции и о съемке для Lady Gaga – обо всем этом и о себе рассказывает Яна Червинская.cof— Поздравляю тебя с открытием шоурума! Это ведь первое твое творческое пространство?

— Да, это мой первый опыт аренды помещения для своих целей, и всё получилось очень спонтанно. Это инициатива Алины Замановой и Юли Ефимчук, они меня позвали к себе присоединиться. А я, если честно, боялась выходить в офлайн. В идеале я хочу совместить студию и ателье – это моя мечта, одна из бизнес-целей. Но сейчас это почти невозможно, поэтому ателье остается на аутсорсе, а студия – в центре, куда могут прийти и мои постоянные клиенты, и просто девочки из инстаграма, которые не знакомы с брендом, но им интересно посмотреть вещи. Я пропустила прошлый показ, у меня были свои планы на этот сезон, и сейчас мы возвращаемся к стратегическому развитию бренда. Стало гораздо проще, ведь есть место, где я могу работать и одновременно проводить примерки, встречи с партнерами. Это такой знаковый момент, начало нового сезона.

— Есть люди, у которых творческий путь очень сложный, а есть те, у кого все относительно легко получается. Как это было у тебя?

— Наверное, у меня это было довольно легко вначале, но гораздо сложней сейчас. Конечно, на разных этапах становления бывает много вызовов, но это важно пройти. Зависит от того, что называть путем становления: это может быть период от момента осознания того, что я хочу быть дизайнером, лет в 10-12 – до момента поступления в университет или момента какого-то высшего понимания того, что ты художник, дизайнер и несешь творческую миссию. Во время учебы в университете был этап, когда я не понимала, как выразить на языке одежды то, что мне хочется выразить художественно, то, что беспокоит меня на бумаге. Это момент накопления знаний, практики, освоения новых техник, понимания себя в мире. Недавно я прочла потрясающее интервью Элеоноры Гилберт, в котором она рассмотрела работу, миссию, сверхзадачу и увлечение с разных точек зрения. Быть художником это сверхзадача, это твоя договоренность с высшими силами. У меня ушло года три-четыре на осознание того, что я художник и должна выражать это, а что-то сказать миру получилось уже годам к 20. Это были маленькие всплески, капсульные коллекции, которые можно показать на конкурсах и на университетских просмотрах. А потом было сложное время после университета, когда ты понимаешь, что больше нет четкого графика и заданий, и если ты перестанешь этим заниматься, то миру все равно, никто не станет горевать по твоим платьям. Я решила идти на интересную практику, выбрав дизайнера Елену Реву. Я работала в офисном режиме по девять часов в день, параллельно занималась развитием своего бренда, и это было очень сложно коррелировать. В какой-то момент я решила уйти, и сейчас у меня есть только я, мой бренд и интересные проекты на фрилансе.sdr— Ты участвовала и побеждала во множестве конкурсов – Bazaar Fashion Forward, Be Next и других. Расскажи, насколько важно молодому дизайнеру показывать себя на конкурсах? Что это может дать?

— Во время учебы на дизайнера одежды, выполняя  университетские задания, нужно делать одну-две маленьких коллекции в год. В основном это студенческие эксперименты и их можно показать на украинских или международных конкурсах молодых дизайнеров. Если этого не делать, то тебя вряд ли заметят, вряд ли ты сможешь попасть в хороший бренд на стажировку, вряд ли о тебе кто-то напишет, вряд ли ты поймешь, в правильном ли направлении двигаешься. Участие в конкурсах развивает видение и за счет коммуникации с жюри, которое очень язвительно может тебе указать на недостатки кроя, и за счет нетворкинга участников. Если поехать на конкурс масштаба «Адмиралтейской иглы», то, просмотрев за один день более 200 коллекций таких же молодых и креативных дизайнеров со всех уголков мира, ты, как минимум, сможешь дать аналитику по трендам на следующие 5 сезонов. Конкурсы, особенно международные, вроде Be Next или Hyeres, – отличная возможность заявить о себе впервые. Они освещаются в прессе, у них хорошие призы, можно пообщаться с модными инсайдерами и интересным жюри, которое представлено важными особами из мировых fashion-университетов.

Мой первый конкурс был в Москве, он назывался «Кремлевские звезды». И я неожиданно его выиграла вместе с известным дизайнером из Словении Peter Movrin – не знаю, как он мог оказаться среди участников этого конкурса, но я до сих пор слежу за его творчеством. Через месяц, с этой же коллекцией, я победила в конкурсе «Печерські каштани» у себя в университете и прошла в финал конкурса «Погляд в майбутнє» от Ukrainian Fashion Week.

— Наверное, призовой фонд конкурсов  – это еще один повод для участия?

— Когда я выиграла первое место в «Печерських каштанах», призом был поход в дельфинарий и сертификат на тысячу гривен в магазин тканей “Текстиль-Контакт”. В международных конкурсах вроде Be Next, Heyres, ITSWEB или MittleModa можно выиграть стажировку в известных брендах, обучение на магистерских программах европейских университетов или несколько десятков тысяч евро на развитие собственного бренда. Если у тебя нет больших финансовых ресурсов, и ты находишься в списке контактов партнеров, менторов или инвесторов, есть смысл участвовать в конкурсах. Конечно, это, скорее, студенческий путь. В Европе есть очень много конкурсов и для состоявшихся брендов, вроде Andam Fashion Award или LVMH Prize, но в Украине их, к сожалению, нет. Из украинских конкурсов могу выделить Bazaar Fashion Forward и «Погляд в майбутнє» от Ukrainian Fashion Week. В первом можно получить интересные стажировки, сьемку для печатной версии журнала Harper’s Bazaar, грант на создание коллекции. В случае со вторым конкурсом, ты сразу попадаешь в руки к настоящим профессионалам, которые посоветуют, как усовершенствовать коллекцию к финалу конкурса и помогут с развитием бренда. Призовые места обычно представлены в виде грантов на создание коллекции, показа на Ukrainian Fashion Week, участия международных партнерских конкурсах и, например, консалтинга бренда.cof— Ты проходила шорт-тайм обучение в London College of Fashion. Наверняка за те пару недель ты смогла понять что-то, чего не понимала за несколько лет обучения в КНУТД?

— Я поняла, что образование там гораздо лучше. Система нашего дизайнерского образования просто пугающая. Самый большой минус, который я могу выделить, это то, что у выпускников нет возможности превратить свой дизайн в работающий бизнес. Не все мы рождаемся с предпринимательской жилкой, не все являемся лидерами и не все можем вдохновлять других на работу с собой. Когда студенту не дают инструментов и схем для создания бизнес-идей, он не сможет полностью раскрыть свой потенциал, особенно в нашей стране. Кто такой дизайнер? Это человек, который создает продукт: одежду, тренды, аксессуары, приложения e-commerce, fashion & tech стартапы и так далее. Это все является огромной частью промышленности, экспорта, и в развитых странах мода занимает очень большую часть экономики. Программа в Лондоне рассчитана на то, что ты обрастешь нужными связями с нужными людьми, получишь релевантные знания, которые будут соответствовать современности, и за несколько лет обучения превратишься в востребованного специалиста, который будет конкурировать с лучшими. А в КНУТД до сих пор выпускают художников-модельеров для дома моделей, которого уже 20 лет как нет. Все это абсолютно не соответствует задачам, с которыми столкнется выпускник. К сожалению, преподаватели КНУТД не являются практиками. Например, мой преподаватель-ментор из Лондона работает арт-директором бренда Camper. Она выпустила «Vintage Book», где исследовала весь винтаж, который ей когда-то попался в жизни. При этом она член жюри многих модных конкурсов и консультирует различные мировые бренды. Сейчас она курирует магистерские программы в Гонконгском Политехническом Университете, а до этого 15 лет преподавала в London College of Fashion. Я боюсь снять офис, а человек в 50 лет бросает свой дом в Лондоне и уезжает в Гонконг. Кстати, встретила я ее на конкурсе Be Next в Грузии, и именно от нее получила приз на обучение в Лондоне. В свои 50+ лет она красит волосы в розовый и не боится менять свою жизнь, переезжать, знакомиться с новыми людьми и носить безумные вещи. Однажды, после встречи с ней в Central Saint Martins,  мы ехали вместе в лондонском метро, и она попросила меня надеть ярко-оранжевую флуоресцентную охотничью кепку – ее подарок мне. А сама она была с золотым рюкзаком, в колготках в крупную цветную сетку и в безумной шляпе. Вот эта страсть к изменениям и то, что люди просто открыты новому, это вообще другой уровень сознания и свободы, прежде всего внутренней.

— То есть, ты стала дизайнером не благодаря учебе в КНУТД, а вопреки ей?

— КНУТД мне очень много дал. Не могу сказать, что там совсем всё плохо. Просто сейчас я понимаю, что есть что-то инновационное, что происходит в мире и меняет его до основания, а есть КНУТД и устарелая программа обучения у скучающих преподавателей.

— Если говорить о твоих коллекциях, о том, как они меняются из сезона в сезон: было ли такое, что ты специально в них что-то исключала или добавляла со временем?

— Последняя моя коллекция, с которой у меня был показ, была самая коммерческая. Мне хотелось поработать с чем-то банальным и покупаемым… и получилось не очень. Как будто бы продал душу, но «ні собі, ні людям» (смеется). Поэтому нужно всегда делать то, от чего можно получить кайф. Мне кажется, что все мои коллекции так и были созданы – мне что-то нравится, я хочу это делать, и процесс особо не анализирую.sdr— Какого человека ты мечтаешь увидеть в одежде Яны Червинской?

— Хороший вопрос. Сейчас мне бы хотелось, чтоб это был какой-то человек с улицы, девушка возле перехода в моей футболке. Но в основной линии своей одежды я вижу других героинь – это свободные креативные девушки, которые меняют страну, не боятся вызовов. Мне интересны женщины, которые являются лидерами. Это может быть, к примеру, Настя Деева – меня безумно вдохновляет все, что она делает.

— Украинский дуэт фотографов Synchrodogs сняли лукбук для мерча Lady Gaga, твоя одежда тоже появилась в этой съемке. Ты принимала активное участие или просто передала вещи стилисту?

— Я просто передала одежду стилисту  Даше Лагенберг и больше в процессе не участвовала. Но мне очень нравится результат съемки, я давно хотела посотрудничать с Synchrodogs и счастлива, что это произошло. Пусть даже не в моменте прямого знакомства и контакта.

— Недавно ты представила новую летнюю капсулу, созданную совместно с Викторией Пидуст. Как проходила работа над коллекцией?

— Есть случаи, когда бренды начинают с производства футболок или свитшотов. Я никогда не делала футболки, и мне захотелось пойти путем упрощения, посмотреть, как я смогу свои идеи трансформировать в простой продукт. Мне было интересно сделать футболку Yana Chervinska. Так сложилось, что у меня были принты, которые нарисовала художник из Берлина Виктория Пидуст. И как-то один мой знакомый сообщил, что у его друзей есть принт-мастерская в «Izone». У ребят есть разные глиттерные, пушистые и бархатные пленки, они могут сделать абсолютно любую печать и готовы сидеть с тобой допоздна, работать над эффектами и текстурами. Я провела у них три дня, сделала партию футболок и могу сказать, что наконец-то нашла подрядчиков, которые воплощают любые идеи. Уже на следующий день я приняла участие в маркете G48 – это был мой первый и довольно неудачный опыт  участия в маркете украинских брендов.cof— Какой мастхев на лето можешь выделить? Помимо твоих белых футболок, конечно.

— Мне многое нравится у других брендов. Например, летние летящие платья у Flow the Label или Anna October. Я сама себе такое хочу, чтоб быть королевой вечеринок в золотых босоножках (смеется).

— Скажи, что не нужно делать молодому дизайнеру?

— Я недавно вдохновилась речью Марка Цукерберга для гарвардских выпускников. Он сказал, что самое важное – иметь базис для того, чтоб делать ошибки. Мне кажется, что чем больше ошибок ты делаешь, тем ближе ты к своей цели, тем больше ты человек. Кто из нас не ошибался? Я бы не давала советов о том, чего не делать. Делайте всё!

— У тебя бывают моменты, когда хочется всё бросить? Если да, как справляешься с ними?

— Только захочешь бросить, а кто-то пишет: «Пошей мне платье, скоро свадьба подруги» (смеется). Глобального желания всё бросить не было. Иногда хочется всё бросить и уехать на Бали серфить, но это проходит. У меня, скорее, происходят трансформации в сторону других проектов – я занимаюсь art-direction, образованием, начинаю находить другие пути влияния на это всё, но не бросаю. Дизайн мне очень нравится.edf— Чего ждешь от этого лета, какие у тебя планы?

— Сегодня я начала составлять список вещей, которые нужно сделать летом. Хочу научиться кататься на вейкборде, пока что не сложилось. Традиционно хочу поехать в Одессу на Holiday Fashion Week, а затем на Helsinki Fashion Week – у меня там будет показ. Это мои ближайшие планы.

— А какую вещь из твоего списка каждый должен сделать этим летом?

— Я считаю, что всем точно нужно покататься на вейке.

Дружить с Яной

Yana Chervinska brand

Фото и текст: Ольга Безнос

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.